Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 60.2-1.01-06 ПРАВИЛА охраны труда на городском электрическом транспорте (Украина, программный перевод) > 8.2 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте контактной сети, устройств СЦБ и связи >
НПАОП 60.2-1.01-06 ПРАВИЛА охраны труда на городском электрическом транспорте (Украина, программный перевод)

Настоящие Правила распространяются на предприятия, учреждения, организации, выполняющих работы, связанные с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом подвижного состава, путей и путевого хозяйства, контактной сети, проектированием и реконструкцией объектов, сооружений, оборудования  городского электрического транспорта.

Правила устанавливают требования охраны труда при эксплуатации, обслуживания и ремонта подвижного состава, путей и путевого хозяйства, контактной сети, проектирования и реконструкции объектов, сооружений, оборудования городского электрического транспорта.

Прикрепленные файлы (скачать)
Содержание

1. Общие положения
2. Определение терминов
3. Обозначения и сокращения
4. Требования к территориям и производственных сооружений городского электрического транспорта, трамвайных вагонов и троллейбусов
4.1 Требования к территориям трамвайных и троллейбусных депо
4.2 Требования к производственным и вспомогательных зданий и сооружений городского электрического транспорта
4.3 Требования к трамвайных вагонов и троллейбусов
5 Требования безопасности при перемещении подвижного состава по территории депо
6 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте трамвайных вагонов и троллейбусов
6.1 Требования безопасности во время технического обслуживания, уборки и мытья трамвайных вагонов и троллейбусов
6.2 Требования безопасности при ремонте оборудования трамвайных вагонов и троллейбусов
6.3 Требования безопасности при выполнении работ с применением станочного оборудования
6.4 Требования безопасности при выполнении сварочных и огневых работ
6.5 Требования безопасности во время заливки легкоплавкими металлами и массами
6.6 Требования безопасности во время нанесения покрытий
6.7 Требования безопасности во время окрашивания
6.8 Требования безопасности при выполнении шиномонтажных работ в троллейбусном депо
6.9 Требования безопасности при выполнении обоечные работ
6.10 Требования безопасности при выполнении аккумуляторных работ
6.11 Требования безопасности при подготовке к ремонту и техническому обслуживанию трамвайных вагонов и троллейбусов, находящихся на линии
6.12 Требования безопасности при ремонте трамвайных вагонов и троллейбусов на линии
6.13 Требования безопасности при организации скорой технической помощи для трамвайных вагонов и троллейбусов, находящихся на линии
7 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте трамвайных путей
7.1 Общие требования безопасности
7.2 Требования безопасности при выполнении земляных работ на трамвайных путях
7.3 Требования безопасности при монтаже верхней и нижней строений трамвайных путей
7.4 Требования безопасности при работе моторных колиепидиймачив и колиерихтувальних машин
7.5 Требования безопасности при работе на шпалопидбивних машинах
7.6 Требования безопасности при заключении трамвайных путей готовыми четырехпутной звеньями
7.7 Требования безопасности при эксплуатации передвижных электростанций, преобразователей и электроинструмента
7.8 Требования безопасности при гибке рельсов
7.9 Требования безопасности при разборке и устройству дорожного покрытия на трамвайных путях
7.10 Требования безопасности при техническом обслуживании содержание трамвайных спецчастей
7.11 Требования безопасности при очистке трамвайных путей
7.12 Требования безопасности при работе с хоппер-дозаторами
7.13 Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ
8 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте контактной сети, устройств СЦБ и связи
8.1 Общие требования безопасности
8.2 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте контактной сети, устройств СЦБ и связи
8.3 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте контактной сети, устройств СЦБ и связи, которые выполняются на высоте
8.4 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте контактной сети, устройств СЦБ и связи с применением монтажных приспособлений
8.5 Требования безопасности при установке и демонтажу опор
8.6 Требования безопасности при выполнении работ на контактных проводах и тросовых системах
8.7 Требования безопасности при обслуживании других устройств и приборов, которые присоединены к контактной сети
8.8 Требования безопасности при выполнении работ на электрифицированных стрелках и светосигнальных устройствах
8.9 Требования безопасности при выполнении работ на воздушных линиях связи
8.10 Требования безопасности при проведении измерений
Приложение 1
Приложение 2

8.2 Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте контактной сети, устройств СЦБ и связи

8.2.1 Обходы и обзоры оборудования контактных сетей, устройств СЦБ и связи могут проводиться одним работником. Обо всех неисправностях, которые требуют срочного устранения, работник, который их обнаружил, обязан сообщить диспетчеру службы электрохозяйства или лицо, исполняющее его функции, своего непосредственного руководителя или самостоятельно организовать работы по устранению неисправности.

8.2.2 Во время обхода и осмотра электрических устройств всегда нужно иметь в виду, что линии и оборудование находятся под напряжением.

Во время осмотра запрещается снимать предупреждающие плакаты и ограждения и выполнять любые работы.

8.2.3 Обзор секционных (участковых) рубильников, устройств СЦБ и связи, установленных на высоте до 3 м от уровня пола, может проводиться одним работником, имеющим группу по электробезопасности не ниже III.

Для осмотра разрешается открывать двери шкафов, пультов управления и т.д.

В случае такого осмотра не разрешается отлучаться от устройств, не закрыв двери, проводить любые работы, касаться токоведущих частей и допускать посторонних лиц.

8.2.4 Обзор устройств с площадки подъемника проводится не менее чем двумя работниками.

8.2.5 Оперативное обслуживание контактных сетей, устройств СЦБ и связи выполняется выездной оперативно-ремонтной бригадой (далее - бригада), специально обученной и подготовленной для выполнения оперативной работы.

8.2.6 Списки работников бригады, имеющих право выдавать оперативные распоряжения, и списки работников, имеющих право вести оперативные переключения, должны утверждаться руководителем.

8.2.7 Оперативные переключения производятся с использованием коммутационных аппаратов (разъединителей, переключателей, рубильников) или разборкой (сбором) контактных коммутационных соединяемые, дужек питания, секционных изоляторов, выводов кабелей питания, проводов, устройств СЦБ.

8.2.8 Записи в оперативном журнале имеют право вести работники, выполняющие оперативные обязанности и переключения.

8.2.9 Оперативное общение должно вестись сотрудниками ясно и четко, исключая возможность неправильного толкования задач и сообщений, соблюдая единообразия в наименовании аппаратуры и операций.

8.2.10 Оперативное распоряжение может быть устным, переданное прямо по телефону, радио или письменно, оформленное записью в оперативном журнале.

8.2.11 Количество переключений, которая выдается одной бригаде, не ограничивается. Перед выездом бригады каждое распоряжение должно быть отдельно записано в оперативном журнале.

Работник, выполняющий переключения, должен получить распоряжение от лица, отдает распоряжения, непосредственно перед началом работы.

8.2.12 При выдаче оперативного распоряжения на выполнение переключения лицо, отдает распоряжение, должно указать работнику, который выполняет переключение, необходимую последовательность всех операций.

8.2.13 Работник, выполняющий переключения и получил устное или по телефону или радио оперативное распоряжение, записывает в оперативном журнале полученное распоряжение и повторяет его, а лицо, которое отдало распоряжение или подтверждает правильность распоряжения, либо вносит в него соответствующую поправку, после чего работник , получивший оперативное распоряжение, приступает к его выполнению.

8.2.14 После выполнения оперативного переключения работник, который выполнял распоряжение, докладывает о его выполнении лицу, которое отдало распоряжение.

8.2.15 Оперативные переключения на контактной сети и в устройствах СЦБ проводятся без бланков переключения.

8.2.16 Оперативные переключения на контактной сети и в устройствах СЦБ проводятся двумя лицами: одно из них должна иметь группу по электробезопасности не ниже IV, а вторая - не ниже III.

Оперативные переключения касаются разъединителей, установленных на высоте более 3 м и имеют привод, а также рубильников, установленных в шкафах устройств СЦБ, которые не имеют токоведущих частей, доступных случайном касанию.

8.2.17 Оперативные переключения выполняются двумя лицами, из которых первая, выполняет оперативные обязанности и контролирует правильность выполнения переключений, называет другому лицу, которое выполняет переключение, очередную операцию.

Второе лицо, выполняющее переключения, повторяет ее и осуществляет переключение только после подтверждения правильности названной операции первым лицом, контролирующим выполнение операции практически.

8.2.18 Оперативные переключения должны проводиться с применением защитных средств: диэлектрических перчаток, подъемников, изолирующих штанг.

Переключение с площадок подъемников выполняются в диэлектрических перчатках.

8.2.19 Включение напряжения на участке контактной сети нужно проводить включением коммутационных аппаратов на подстанции, рубильников в шкафу питания или секционного разъединителя.

Как исключение, допускается включать напряжение замыканием секционных изоляторов с обязательным предварительным шунтированием секционного изолятора перемычкой-коротковат (сечением 95 кв.мм) и пружинными тисками.

8.2.20 К работам, которые выполняются со снятием напряжения, относятся:

- Замена стрелочных узлов;

- Замена контактного провода, который проходит через сечение;

- Замена и ремонт пересечений и стрелочных крестовин;

- Замена и переброски троса через контактные провода в случае наличия на месте работ одного подъемника;

- Замена усилительных проводов и проводов питания, а также замен их крепления в случае закрепления проводов на металлических опорах;

- Замена несущих тросов (более одного пролета) в цепной контактной подвеске;

- Замена узла сопряжения анкерных участков напивкомпенсованои контактной подвески;

- Установка и демонтаж невозвратного кронштейна на металлических опорах;

- Установка или извлечение опор, расположенных от контактного провода на расстоянии менее 2 м;

- Замена разводящих устройств на мостах;

- Регулирование или замена оборудования контактной сети и устройств СЦБ, если расстояние от струмовидвидних частей к неогражденных заземленных конструкций менее 0,6 м;

- Замена и ремонт секционных рубильников, разъединителей и коммутационной аппаратуры, размещенной на высоте менее 3 м;

- Подвеска контактно-сигнальных проводов длиной более 80 м;

- Работа на устройствах непосредственно из земли;

- Отдельные работы, предусмотренные местными инструкциями.

8.2.21 Подготовка рабочего места для выполнения работ со снятой напряжением осуществляется в такой последовательности:

- Проведение необходимых отключений и принятия мер, предотвращающих подачи напряжения к месту работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры или контактных коммутационных соединений;

- Почтовое предупредительных плакатов, знаков безопасности, установка ограждения;

- Проверка отсутствия напряжения на токоведущих частях;

- Наложение заземления (закоротки) после проверки отсутствия напряжения.

8.2.22 Снятие напряжения с участка контактной сети или устройств СЦБ может быть выполнено отключением:

- Коммутационных аппаратов на подстанции;

- Коммутационных аппаратов, контактно-коммутационных соединений в контактной и кабельной сети и устройствах СЦБ.

8.2.23 Снятие напряжения (выключения) проводится согласно требованиям ДНАОП 0.00-1.21-98.

8.2.24 На месте производства работ должны быть выключены токопроводящие части плюсового полюса и электрические линии различного назначения, к которым при выполнении работ не исключено случайное касание или приближение на расстояние менее 0,6 м.

Токопроводящие части минусового полюса на месте работ могут не отключаться в случае, если они заземлены переносными заземлителями или стационарными заземляющими разъединителями при отсутствии разрыва в электрической цепи между местом работы и заземлением.

Токопроводящие части не выключаются при выполнении работ в условиях, исключающих одновременное прикосновение к токоведущим частям плюсового полюса и неизолированных от земли конструкций или к заземленным токопроводящим частям.

8.2.25 Токопроводящие части минусового полюса, не выключенные и не имеют разрыва цепи, но находятся под напряжением, заземлены переносными заземлителями или стационарными заземляющими разъединителями, по условиям безопасности работ на них приравниваются к выключенных и заземленных токоведущих частей.

8.2.26 На приводах коммутационных аппаратов, а также на основы предохранителей устройств СЦБ, с помощью которых может быть подано напряжение к месту работы, необходимо вывешивать плакат "Не включать - работают люди".

8.2.27 невыключенных токопроводящие части устройств СЦБ, доступные случайному касанию, на время работы должны быть ограждены. Временными ограждениями могут быть сухие, хорошо закреплены изолирующие накладки из дерева, миканита, гетинакса, текстолита, диэлектрической резины и т.д.

8.2.28 Перед началом работ со снятием напряжения на выключенной участке контактной сети и устройств СЦБ необходимо проверять отсутствие напряжения.

Проверка наличия напряжения между плюсовыми и минусовыми токопроводящими частями и между токоведущими частями и землей проводится исправным вольтметром или иным указателем напряжения, работающий по принципу протекания активного тока.

8.2.29 Непосредственно перед проверкой наличия напряжения вольтметром или указателем напряжения должна быть проверена исправность этих приборов путем приближения их к токоведущим частям, которые явно находятся под напряжением.

В случае отсутствия поблизости токопроводящих частей, предсказуемо находящихся под напряжением, или если нет другой возможности проверить исправность вольтметра или указателя напряжения на месте работы, разрешается предыдущая их проверка в другом месте.

Если проверенный таким образом вольтметр или указатель напряжения падал или подвергался толчкам и ударам, то применение его без повторной проверки запрещается.

Проверка исправности вольтметра и указателя напряжения, а также проверка наличия напряжения производится в диэлектрических перчатках.

8.2.30 Работы со снятием напряжения могут проводиться в условиях наложения:

- Заземлений на отключенные токоведущие части;

- Закороток и без наложенных заземлений и закороток.

Работа на контактной сети троллейбуса должна производиться при условии наложения закоротки между плюсовыми и минусовыми проводами с заземлением отрицательного полюса путем включения стационарного заземляющего разъединителя минусовой шины подстанции.

Во время работы на контактной сети трамвая и в устройствах СЦБ заземления накладываются в тех случаях, когда конструкция сети и устройств позволяет выполнить это наложение заземлений.

Во время работы на контактной сети трамвая в месте пересечения трамвайных проводов с троллейбусными накладывается коротковат между контактными проводами трамвайной и троллейбусной сетей.

8.2.31 коротковат и заземления накладываются на каждом участке контактной сети, которая имеет самостоятельное питание.

Если работа не требует разъединения контактного провода, то коротковат накладывается в одном месте участка со стороны источника питания.

Если в течение работы было проведено разобщения контактного провода, то коротковат должна быть наложена по обе стороны от места разъединения.

8.2.32 Во время работы на пересечении или стрелке троллейбусной сети закоротки накладываются на контактные провода с обеих сторон сечения или стрелки.

8.2.33 закоротки (заземление) накладываются на токопроводящие части (контактные провода), на которых проводится работа, и на отключены токоведущие части, к которым при выполнении работ не исключено случайное касание или приближение на расстояние менее 0,6 м.

8.2.34 Наложение и снятие закороток и заземлений должна производиться двумя работниками: один должен быть из состава бригады с группой по электробезопасности не ниже IV, второй - не ниже III.

8.2.35 Наложение закороток или заземлений следует проводить непосредственно после проверки отсутствия напряжения.

Закоротки или заземления сначала присоединяют к минусового провода или к рейке (в трамвайной сети, перед проверкой наличия напряжения), а затем накладывают на плюсовой провод (токопроводящую часть).

Снятие закороток или заземлений производится в обратном порядке.

Наложение и снятие закороток выполняется с площадок монтажных вышек в диэлектрических перчатках. Наложение заземлений производится с помощью изолирующих штанг.

Закрепление зажимов и снятия заземлений выполняется в диэлектрических перчатках.

8.2.36 Не разрешается применять как закоротки или заземления любые провода, не предназначенные для этой цели, а также проводить присоединения закороток и заземлений путем скручивания.

8.2.37 Комплекты переносных закороток и заземлений должны быть пронумерованы и храниться в отведенных местах (в цехе, районе, на монтажной вышке).

Специальные места для развески или заключения переносных заземлений и закороток должны иметь номера согласно номеру на комплекте и поверенные в установленном порядке.

8.2.38 Работа под напряжением может выполняться как по устному распоряжению, так и по наряду.

Работы с выравниванием потенциалов, а также при выключенной минусового полюса выполняются по наряду.

Работа выполняется бригадой в составе не менее двух человек.

8.2.39 Работа с выравниванием потенциалов производится на пересечениях трамвайных проводов с троллейбусными, если при работе невозможно снять напряжение с контактного провода трамвая. В этом случае выключаются плюсовые и минусовые провода троллейбуса и все провода на месте работы соединяются между собой коротковат на секционном изоляторе с переключением его коротковат.

8.2.40 В случае выключенного минусового полюса работа проводится на устройствах СЦБ, подвешенных на устройствах контактной сети (кроме опор), когда невозможно снять напряжение с контактных проводов.

8.2.41 При выполнении работ под напряжением с выравниванием потенциалов или при выключенной минусового полюса необходимо:

- Работать с применением защитных средств или стоя на изолирующей основе (изолирующая подставка, монтажная площадка автомашины);

- Принять меры для ограждения токоведущих частей, находящихся под напряжением, а также конструкций, не изолированы от земли и расположенные на расстоянии менее 0,6 м от работающих;

- Работать в одежде с рукавами, застегнутые до кисти рук, и в головном уборе.

8.2.42 Работники, выполняющие работу на токопроводящих частях, находящихся под напряжением, не должны касаться ни напрямую, ни через металлические предметы не изолированных от земли конструкций, токопроводящих частей второго полюса, любых проводов другого назначения, тросов, а также работников , которые стоят на земле.

8.2.43 Не разрешается находиться между плюсовыми и минусовыми контактными проводами, когда расстояние до них менее 1,5 м.

8.2.44 Оборудование, материалы и инструмент разрешается поднимать на площадке монтажной вышки при условии, если во время подъема работники и предметы, поднимающиеся не приблизятся к токоведущим частям на расстояние менее 0,6 м.

8.2.45 До начала работы на натяжном или подвесному изоляторах необходимо проверить исправность изоляторов, которые установлены последовательно с этим изолятором.

Проверка исправности изолятора проводится переносным вольтметром или указателем напряжения постоянного тока.

Фарфоровые натяжные и подвесные изоляторы проверяются на исправность путем их внешнего осмотра.

8.2.46 Во время работы на контактно-сигнальном проводе необходимо устанавливать коротковат между ним и контактными проводами.

8.2.47 Перед выполнением замены изоляционных деталей между контактными проводами троллейбуса в жестком подвесе один из проводов должен быть накрыт диэлектрическим ковриком. Предварительно контактный провод должен быть освобожден из зажима или подвеса.

8.2.48 Врезка вставки контактного провода или контактно-сигнального провода в линию, которая находится под напряжением, разрешается в тех случаях, когда длина вставки не превышает 60 м в трамвайной сети и 3 м в сети троллейбуса (при выполнении работ с одной монтажной вышки ), а в случае выполнения работ из двух и более монтажных вышек в сети троллейбуса допускается врезка вставки провода длиной до одного пролета.

8.2.49 Работы, выполняемые без снятия напряжения, вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, проводятся на элементах контактной сети, устройств и сооружениях, отделенных от токопроводящих элементов двумя степенями изоляции.

8.2.50 Указанные работы на высоте менее 3 м могут выполняться одним работником.

Допуском к работе является проведение инструктажа с выдачей устного распоряжения.

8.2.51 Работы в аварийных случаях, а также работы по устранению неисправности сетей и оборудования, которые не могут быть отсрочены, проводятся по устному распоряжению електродиспетчера.

8.2.52 Ответственный за выполнение работ руководитель по прибытии на место определяет порядок проведения работ и безопасность их выполнения. При необходимости выполнения работ без снятия напряжения он организует соответствующую подготовку к работе (установка монтажной вышки, ограждений и т.п.), после чего допускает бригаду к работе.

В случае, когда нужно снять напряжение, он сообщает об этом електродиспетчера и по его распоряжению выполняет необходимые переключения или получает сообщение о выполнении уже переключения, после чего осуществляет допуск бригады к работе.

8.2.53 Бригада, прибывшая на помощь уже работающей на этом участке другой бригаде, подчиняется ответственному руководителю бригады, прибывшей на участок работы первой.

Если на участок работ прибывает специально предназначенный работник инженерно-технического персонала, который имеет оперативные права, то он принимает на себя права ответственного руководителя.

8.2.54 Допускается замена под напряжением отдельных деталей и частей пересечения восточных и управляемых стрелок контактной сети троллейбуса, а также поворотных кронштейнов.

Перечень деталей связей, восточных и управляемых стрелок контактной сети троллейбуса, замена которых допускается под напряжением, а также инструкция по выполнению таких работ утверждается руководителем электрохозяйства.

Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua
?>