Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Законодательство > Закон Украины об объектах повышенной опасности (программный перевод) >
Закон Украины об объектах повышенной опасности (программный перевод)

(Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2001, N 15, ст.73)
(С изменениями, внесенными согласно закону N 762-IV (762-15) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, и направлен на защиту жизни и здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия аварий на этих объектах путем предотвращения их возникновения, ограничения (локализации) развития и ликвидации последствий.

Герб України

 

ЗАКОН УКРАИНЫ

 

Об объектах повышенной опасности

 

(Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2001, N 15, ст.73)

(С изменениями, внесенными согласно закону N 762-IV (762-15) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247)

 

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, и направлен на защиту жизни и здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия аварий на этих объектах путем предотвращения их возникновения, ограничения  (локализации) развития и ликвидации последствий.

 

Статья 1.  Определение терминов

В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

субъект хозяйственной деятельности - юридическое или физическое лицо, в собственности или в пользовании которого есть хотя бы один объект повышенной опасности;

объект повышенной опасности - объект, на котором используются, изготовляются, перерабатываются, хранятся или транспортируются одно или несколько опасных веществ или категорий веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы, а также другие объекты как таковые,  что согласно закону является реальной угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;

опасное вещество - химическое, токсичное, взрывная, окислительная, горючее вещество, биологические агенты и вещества биологического происхождения (биохимические, микробиологические, биотехнологические препараты, патогенные для человека и животных микроорганизмы и др.), представляющих опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды,  совокупность свойств веществ и / или особенностей их состояния, вследствие которых при определенных обстоятельствах может создаться угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, материальным и культурным ценностям;

пороговая масса опасных веществ - нормативно установленная масса отдельного опасного вещества или категории опасных веществ или суммарная масса опасных веществ различных категорий;

идентификация объектов повышенной опасности - порядок определения объектов повышенной опасности среди потенциально опасных объектов;

потенциально опасный объект - объект, на котором могут использоваться или изготовляются, перерабатываются, хранятся или транспортируются опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения аварии;

авария на объекте повышенной опасности (далее - авария) - опасное событие техногенного характера, возникшей в результате изменений во время эксплуатации объекта повышенной опасности (сверхнормативный выброс опасных веществ, пожар, взрыв и др.) и повлекшей гибель людей или создает угрозу жизни  и здоровью людей и окружающей среде на его территории и / или за его пределами;

трансграничное воздействие аварии - ущерб, причиненный населению и окружающей среде одного государства в результате аварии, произошедшей на территории другого государства;

риск - степень вероятности определенного негативного события, которое может состояться в определенное время или при определенных обстоятельствах на территории объекта повышенной опасности и / или за его пределами;

приемлемый риск - риск, который не превышает на территории объекта повышенной опасности и / или за ее пределами предельно допустимого уровня;

управление риском - процесс принятия решений и осуществления мер, направленных на обеспечение минимально возможного риска;

декларация безопасности - документ, определяющий комплекс мер, принимаемых субъектом хозяйственной деятельности с целью предупреждения аварий, а также обеспечение готовности к локализации, ликвидации аварий и их последствий.

 

Статья 2.  Законодательство в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

Отношения, связанные с деятельностью объектов повышенной опасности, регулируются Конституцией Украины (254к/96-ВР), настоящим Законом, законами Украины и другими нормативно-правовыми актами.

 

Статья 3.  Государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

Государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, осуществляют уполномоченные законами органы власти, в том числе специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти и их соответствующие территориальные органы, в ведение которых в соответствии с законом отнесены вопросы:

охраны труда;

обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды;

защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

пожарной безопасности;

санитарно-эпидемической безопасности;

градостроительства.

 

Статья 4.  Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

обеспечение реализации государственной политики в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;

обеспечение государственного регулирования и контроля в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;

решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений и пользование природными ресурсами;

организация международного сотрудничества в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;

координация работы специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;

осуществление других функций, предусмотренных законами Украины и актами Президента Украины.

 

Статья 5.  Полномочия специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

осуществление государственного регулирования и контроля в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;

осуществление соответствующего нормативного регулирования в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;

решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений и пользование природными ресурсами;

решение других вопросов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в соответствии с законами Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

 

Статья 6.  Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в пределах компетенции относятся:

осуществление контроля за соблюдением требований законодательства субъектами хозяйственной деятельности;

осуществление необходимых мер, направленных на предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограничения и ликвидации их последствий;

организация совместно с соответствующими специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти принятия к эксплуатации объектов повышенной опасности, сфера экологического влияния деятельности которых согласно действующим нормам включает соответствующую территорию;

информирование населения об экологически опасных авариях и чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, действия, которые могут употребляться гражданами для уменьшения их влияния на здоровье людей и окружающую среду, а также о мерах, предпринимаемых для преодоления и ликвидации последствий таких аварий и чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации последствий аварии на объектах повышенной опасности, привлечение к этим работам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан;

принятия мер для возмещения ущерба, причиненного в результате аварий и чрезвычайных ситуаций;

осуществление иных полномочий в соответствии с законами Украины, а также функций, определенных законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

 

Статья 7.  Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских советов и других советов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских советов и других советов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

решение в соответствии с законодательством вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;

предоставление в соответствии с законодательством разрешений на строительство и / или реконструкцию объектов повышенной опасности;

принятия в пределах своих полномочий необходимые меры, направленные на предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограничения и ликвидации их последствий, информирование населения об их возникновении и организации его защиты;

осуществление иных полномочий, предусмотренных законами.

 

Статья 8.  Обязанности субъектов хозяйственной деятельности

Субъект хозяйственной деятельности обязан:

принимать меры, направленные на предотвращение аварий, ограничения и ликвидации их последствий и защиту людей и окружающей среды от их воздействия;

сообщать об аварии, произошедшей на объекте повышенной опасности и мерах, принятых для ликвидации ее последствий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления и населения;

обеспечивать эксплуатацию объектов повышенной опасности с соблюдением минимально возможного риска;

выполнять требования настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность объектов повышенной опасности.

 

Статья 9.  Идентификация объектов повышенной опасности

Субъект хозяйственной деятельности идентифицирует объекты повышенной опасности в соответствии с количеством пороговой массы опасных веществ.

Нормативы пороговой массы опасных веществ устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Порядок идентификации, форма и содержание оповещения о ее результатах определяются Кабинетом Министров Украины.

На основе идентификационных данных Кабинет Министров Украины утверждает классификацию объектов повышенной опасности и порядок их учета.

 

Статья 10.  Декларация безопасности

Субъект хозяйственной деятельности готовит и подает в местные органы исполнительной власти декларацию безопасности объекта повышенной опасности.

Субъект хозяйственной деятельности несет ответственность за достоверность данных, приведенных в декларации безопасности.

Порядок разработки декларации безопасности, ее содержание, методика определения рисков и их приемлемых уровней устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Представление декларации безопасности или иной отчетной документации не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от государственного надзора и контроля за их деятельностью.

Требования части первой настоящей статьи распространяются на предприятия, учреждения, организации, которые планируют эксплуатировать хотя бы один объект повышенной опасности.

 

Статья 11.  Планы локализации и ликвидации аварий на объектах повышенной опасностиВ порядке реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера субъект хозяйственной деятельности, а также предприятия, учреждения, организации, указанные в части пятой статьи 10 настоящего Закона, одновременно с разработкой декларации безопасности разрабатывают и утверждают план локализации и ликвидации аварий для каждого  объекта повышенной опасности, который они эксплуатируют или планируют эксплуатировать.

Категории аварий на объектах повышенной опасности в зависимости от их последствий определяет Кабинет Министров Украины.

План локализации и ликвидации аварий согласовывает соответствующий территориальный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесен вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

План локализации и ликвидации аварий пересматривается каждые 5 лет.

План локализации и ликвидации аварий может пересматриваться или уточняться до истечения 5 лет с даты его разработки в случае:

изменений в условиях деятельности субъекта хозяйственной деятельности независимо от их причин, приводящих к необходимости изменения сведений, содержащихся в плане локализации и ликвидации аварий;

внесение изменений в действующие или принятия новых нормативно-правовых актов, влияющих на содержание плана локализации и ликвидации аварий;

выдвижение обоснованных требований относительно плана локализации и ликвидации аварий органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

При внесении изменений и дополнений в план локализации и ликвидации аварий субъекты хозяйственной деятельности и другие юридические и физические лица, которые должны участвовать в выполнении противоаварийных мероприятий, предоставляют соответствующему территориальному органу специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесен вопрос защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, соответствующую для этого информацию.

Объем, содержание, форма и порядок предоставления информации устанавливаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, к ведению которого отнесен вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Соответствующий территориальный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесен вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в течение 10 дней после утверждения плана локализации и ликвидации аварий предоставляет через средства массовой информации сведения, необходимые для выполнения населением правил поведения  и действий в экстремальных ситуациях, предусмотренных этим планом.

В случае создания угрозы возникновения аварии с трансграничным воздействием план локализации и ликвидации аварий должен предусматривать немедленное информирование соответствующих органов государств, территории которых могут подвергнуться воздействию последствий такой аварии.

Планы локализации и ликвидации аварий, утвержденные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.

 

Статья 12.  Порядок строительства и / или реконструкции объектов повышенной опасности

Субъект хозяйственной деятельности, который планирует строительство и / или реконструкцию объекта повышенной опасности, обязан получить разрешение на строительство такого объекта в соответствии с законодательством о градостроительстве.  Субъект хозяйственной деятельности, который планирует строительство объекта повышенной опасности на территории села, поселка, города, также обязан предварительно получить в соответствии с законом согласие соответствующего совета на размещение объекта на такой территории.

В случае если строительство объекта повышенной опасности не отвечает установленному режиму застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, разрешение на строительство такого объекта предоставляется только после разработки и утверждения технико-экономического обоснования в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

К заявлению для получения разрешения на строительство и / или реконструкцию объекта повышенной опасности кроме документов, определенных законодательством о градостроительстве и региональными и местными правилами застройки, прилагаются:

технико-экономическое и градостроительное обоснование размещения объекта повышенной опасности и предпроектные материалы, содержащие сведения об объекте повышенной опасности, возможны аварии на нем и их последствия;

выводы государственных экспертиз, предусмотренных законом, а также общественных экспертиз в случае их наличия.

Субъект хозяйственной деятельности одновременно с представлением указанных документов с целью привлечения соответствующего общественного обсуждения через средства массовой информации сообщает о:

цель проекта;

возможные негативные последствия влияния на жизнедеятельность людей и окружающей среды;

мероприятия и средства, предусмотренные проектом для предотвращения аварий, ограничения их последствий и защиты людей и окружающей среды.

Исполнительные органы соответствующих советов, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация в течение пяти дней с даты получения заявления сообщают через средства массовой информации адрес, на который каждое юридическое и физическое лицо может в течение одного месяца с даты опубликования сообщения послать в письменной форме свои предложения о целесообразности  реализации проекта.

Исполнительные органы соответствующих советов, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация в срок не более шести месяцев с даты опубликования сообщения рассматривают на открытых заседаниях, времени и месте проведения которых сообщаются через средства массовой информации, проект и полученные предложения о целесообразности его реализации.

Исполнительные органы соответствующих советов, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация в случае необходимости имеют право получить от субъекта хозяйственной деятельности дополнительную информацию о проекте или назначить его экспертизу.

Комплексный вывод и проект решения о разрешении на строительство готовятся специально уполномоченным органом по вопросам градостроительства и архитектуры в течение месяца.

Исполнительные органы соответствующих советов, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация в случае необходимости принимают решение о предоставлении разрешения на строительство объекта повышенной опасности или отказе в его предоставлении и обеспечивают публикацию своего мотивированного решения через средства массовой информации.

В случае отказа в предоставлении разрешения на строительство и / или реконструкцию объекта повышенной опасности субъект хозяйственной деятельности имеет право после доработки проекта повторно подать его на рассмотрение в установленном порядке.

Субъект хозяйственной деятельности и другие заинтересованные лица имеют право обжаловать решение исполнительных органов соответствующих советов, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации соответственно в суде в установленном законом порядке.  (Часть одиннадцатая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно закону N 762-IV (762-15) от 15.05.2003)

Копия разрешения на строительство и / или реконструкцию объекта повышенной опасности посылается к определенным статьей 3 настоящего Закона специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности.

 

Статья 13.  Порядок предоставления разрешения на эксплуатацию объектов повышенной опасности

Субъект хозяйственной деятельности, а также предприятия, учреждения, организации, которые намерены начать эксплуатацию объектов повышенной опасности, направляют в соответствующие областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации, исполнительных органов поселковой или городской советов заявление на получение разрешения на эксплуатацию  'объекта повышенной опасности, к которому прилагаются:

декларация безопасности;

договор обязательного страхования ответственности за вред, который может быть причинен авариями на объектах повышенной опасности;

план локализации и ликвидации аварий на объекте повышенной опасности;

копия разрешения на строительство и / или реконструкцию объекта повышенной опасности;

выводы предусмотренных законом государственных и в случае наличия общественных экспертиз;

копия решения соответствующего совета о предоставлении согласия на размещение объекта повышенной опасности на территории села, поселка, города - в случае если местонахождением объекта является такая территория.

Соответствующие областная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация, исполнительные органы поселковой или городской советов в срок не более месяца с даты получения заявления рассматривают ее, согласовывают в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, с соответствующими территориальными органами специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти и направляют  субъекту хозяйственной деятельности письменное разрешение на эксплуатацию объекта повышенной опасности или обоснованный отказ с перечнем дополнительных мероприятий, которые он должен выполнить для получения разрешения.

Субъект хозяйственной деятельности после выполнения дополнительных мероприятий, определенных в отказе, имеет право повторно обратиться в соответствующие областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации, исполнительных органов поселковой или городской советов за получением разрешения на эксплуатацию объекта повышенной опасности.

Субъект хозяйственной деятельности, которому отказано в выдаче разрешения на эксплуатацию объекта повышенной опасности, вправе обжаловать действия соответствующих областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации, исполнительных органов поселковой или городской советов в суде в установленном законом порядке.  (Часть четвертая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно закону N 762-IV (762-15) от 15.05.2003)

Копия разрешения на эксплуатацию объекта повышенной опасности посылается соответствующими областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрацией, исполнительными органами поселковой или городской советов специально уполномоченным органам исполнительной власти, определенным статьей 3 настоящего Закона, осуществляющих государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной '  связанной с объектами повышенной опасности.

 

Статья 14.  Расследование аварий на объектах повышенной опасности

Порядок расследования аварий на объектах повышенной опасности устанавливается Кабинетом Министров Украины соответственно требованиям этого и других законов.

 

Статья 15.  Предоставление информации и право на получение информации об объектах повышенной опасности

Субъект хозяйственной деятельности в соответствии с законом предоставляет соответствующим территориальным органам специально уполномоченных центральных органов исполнительной власти, определенных статьей 3 настоящего Закона, местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и средствам массовой информации, в том числе и тем, учредителем которых являются органы местного самоуправления  , информацию об объектах повышенной опасности, находящиеся в его собственности или в пользовании.

Субъект хозяйственной деятельности сообщает специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти, к ведению которых отнесены вопросы охраны труда, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и экологической безопасности и охраны окружающей среды, о всех аварийных ситуациях, развитие которых привело или могло привести  к аварии.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к ведению которого отнесен вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и экологической безопасности и охраны окружающей среды, обеспечивает обработку полученной в соответствии с законом информации о деятельности объектов повышенной опасности и предоставляет ее местным органам исполнительной  власти, органам местного самоуправления, субъектам хозяйственной деятельности и другим заинтересованным лицам, а также в установленном порядке информирует население об аварийных ситуациях, возникающих на объектах повышенной опасности.

Юридическое или физическое лицо или их представители имеют право согласно закону в течение не более 30 дней получить от субъекта хозяйственной деятельности информацию об опасности, которая возникла на объектах повышенной опасности и представляет угрозу для людей и окружающей среды.

Юридическое или физическое лицо имеет право, в установленном законом порядке, самостоятельно собирать информацию о состоянии безопасности объектов повышенной опасности и предоставлять ее органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации и другим заинтересованным лицам, в случае если им известно или имеются основания  считать, что такая информация содержит сведения относительно правонарушений, имеющих место на объектах повышенной опасности и представляют угрозу для людей и окружающей среды.

 

Статья 16.  Возмещение вреда, причиненного аварией на объекте повышенной опасности

Вред (в том числе моральная), причиненный физическим или юридическим лицам в результате аварии, произошедшей на объекте повышенной опасности, независимо от вины субъекта хозяйственной деятельности, в собственности или пользовании которого находится объект повышенной опасности, возмещается субъектом  хозяйственной деятельности этим лицам в полном объеме, кроме случаев, когда авария возникла вследствие непреодолимой силы или по умыслу потерпевшего.

 

Статья 17.  Ответственность за нарушение требований настоящего Закона

Нарушение требований настоящего Закона влечет ответственность согласно законам Украины.

 

Статья 18.  Международное сотрудничество

Украина участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения аварий, ограничения (локализации) развития и ликвидации их последствий, обеспечения безопасной для людей и окружающей среды деятельности объектов повышенной опасности.

Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены этим Законом, то применяются нормы международного договора.

 

Статья 19.  Заключительные положения

1.  Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2.  Законы, принятые до вступления в силу этим Законом, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

3.  Разрешительные документы на эксплуатацию объектов повышенной опасности, выданные до вступления настоящего Закона, действуют в течение срока, на который они выданы.

4.  Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

5.  Статью 6 Закона Украины "О страховании" (85/96-ВР) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г., N 18, ст. 78; 1998 г., N 2, статьи 4, N 11-12, ст.  50; 1999 г., N 4, ст.35; 2000 г., N 19, ст. 143) дополнить пунктом 29-1 следующего содержания:

"29-1) страхование гражданской ответственности субъектов хозяйствования за вред, который может быть причинен авариями на объектах повышенной опасности".

  Президент Украины Л. КУЧМА

  г. Киев, 18 января 2001 N 2245-III

 

Галина 2015-09-21 11:07:20
К какой категории сложности объекта строительства относятся АЗС (объем топлива 200 м3)

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +4 ↓

Страницы: [1]
Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua
?>