Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Законодательство > Закон Украины о разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности (программный перевод) >
Закон Украины о разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности (программный перевод)

(Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2005, N 48, ст.483)

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и устанавливает порядок деятельности разрешительных органов, уполномоченных выдавать документы разрешительного характера, и администраторов.

Герб України

 

ЗАКОН УКРАИНЫ

 

О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности

 

(Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2005, N 48, ст.483)

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и устанавливает порядок деятельности разрешительных органов, уполномоченных выдавать документы разрешительного характера, и администраторов.

 

Статья 1.  Основные термины

1.  В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

разрешительная система в сфере хозяйственной деятельности - совокупность урегулированных законодательством отношений, возникающих между разрешительными органами, администраторами и субъектами хозяйствования в связи с выдачей документов разрешительного характера;

разрешительные органы - органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также предприятия, учреждения, организации, уполномоченные в соответствии с законом выдавать документы разрешительного характера;

документ разрешительного характера - разрешение, заключение, согласование, свидетель, который дает субъекту хозяйствования право на проведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности;

местные разрешительные органы - городские советы и их исполнительные органы, районные и районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, территориальные (местные) органы центральных органов исполнительной власти, их должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом выдавать документы разрешительного характера от своего имени, а также  предприятия, учреждения, организации, в случаях, предусмотренных законом, уполномочены выдавать документы разрешительного характера и могут привлекаться к проведению экспертизы и обследования, необходимых для выдачи документов разрешительного характера, в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;

объект, на который выдается документ разрешительного характера, - земельный участок, сооружение, здание, помещение, оборудование и механизмы, которые вводятся в эксплуатацию или проектируются, отдельная операция, хозяйственная деятельность определенного вида, работа и услуга;

специально уполномоченный орган по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности (далее - уполномоченный орган) - центральный орган исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере предпринимательства;

декларативный принцип - принцип, согласно которому субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера путем уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства.

Форма и порядок уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства устанавливаются Кабинетом Министров Украины по представлению разрешительного органа.

 

Статья 2.  Сфера действия Закона

1.  Действие настоящего Закона распространяется на разрешительные органы, администраторов, уполномоченный орган и субъекты хозяйствования, которые намерены осуществлять или осуществляют хозяйственную деятельность, и не распространяется на отношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности, защиты экономической конкуренции, а также на разрешительную систему, которая распространяется  на операции с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми материалами и веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами, разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии.

 

Статья 3.  Основные принципы государственной политики по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности

1.  Основными принципами государственной политики по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности являются:

защита прав, законных интересов общества, территориальных общин и граждан, жизни граждан, охрана окружающей среды и обеспечение безопасности государства;

развитие конкуренции;

прозрачность процедуры выдачи документов разрешительного характера;

соблюдение равенства прав субъектов хозяйствования при выдаче документов разрешительного характера;

ответственность должностных лиц разрешительных органов, администраторов и субъектов хозяйствования за нарушение требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера;

уменьшение уровня государственного регулирования хозяйственной деятельности;

установление единых требований к порядку выдачи документов разрешительного характера.

 

Статья 4.  Основные требования к разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности

(Часть первая статьи 4 вступает в силу через год со дня опубликования этого Закона (05.10.2006) согласно пункту 1 статьи 11 настоящего Закона) 1.  Исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливается:

необходимость получения документа разрешительного характера;

разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера;

платность или бесплатность выдачи документа разрешительного характера;

срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера;

исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера;

возможность приобретения субъектом хозяйствования права на проведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу.

Закон о внесении изменений в закон, регулирующий отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, относительно требований, установленных настоящей частью, вступает в силу не ранее чем через тридцать дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом.

2.  Порядок выдачи документов разрешительного характера центральными органами исполнительной власти устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению соответствующего разрешительного органа, согласованному с уполномоченным органом.

Такой порядок должен предусматривать, в частности, исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить субъекту хозяйствования для получения документа разрешительного характера, и срок действия документа разрешительного характера или неограниченность срока его действия.

3.  Выдача документов разрешительного характера местными разрешительными органами осуществляется по принципу организационного единства, что предусматривает наличие администратора, в порядке, установленном настоящим Законом.

4.  Субъект хозяйствования имеет право выбора способа получения документов разрешительного характера:

непосредственно при обращении в соответствующие местные разрешительные органы, представители которых осуществляют прием субъектов хозяйствования в одном помещении, или

по обращению к администратору.

Порядок взаимодействия представителей местных разрешительных органов, осуществляющих прием субъектов хозяйствования в одном помещении, утверждается соответствующим местным советом (его исполнительным комитетом) или районной государственной администрацией.

5.  В случае предоставления на основании договора аренды или других договоров во временное пользование помещений и оборудования при условии сохранения вида деятельности и состояния этих помещений и оборудования от арендатора или другого пользователя не требуется получение документа разрешительного характера на их использование (эксплуатацию), кроме потенциально опасных '  объектов и в случае использования машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Ответственность за использование (эксплуатацию) помещений и оборудования возлагается на лицо, определенное соответствующим договором.

6.  Размер тарифов, в том числе их предельные размеры, на проведение разрешительными органами обследований (экспертиз), являющихся основанием для выдачи документов разрешительного характера, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Размер тарифов на проведение субъектами хозяйствования обследований (экспертиз), являющихся основанием для выдачи документов разрешительного характера, не может превышать предельных размеров, установленных для разрешительных органов.

 

Статья 5.  Администратор

1.  Администратор - должностное лицо городского совета, районной и районной в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, которое организовывает выдачу субъекту хозяйствования документов разрешительного характера и обеспечивает взаимодействие местных разрешительных органов относительно выдачи документов разрешительного характера.

2.  Количество администраторов определяется решением соответствующего городского совета или районной государственной администрации.

3.  Администратор должен иметь высшее образование и стаж работы на государственной службе или стаж службы в органах местного самоуправления не менее одного года или стаж работы в других сферах управления не менее трех лет.

4.  Основными задачами администратора являются:

предоставление субъекту хозяйствования исчерпывающей информации относительно требований и порядка получения документа разрешительного характера;

принятие от субъекта хозяйствования документов, необходимых для получения документов разрешительного характера, их регистрация и представление документов (их копий) соответствующим местным разрешительным органам;

выдача субъекту хозяйствования документов разрешительного характера;

обеспечение взаимодействия местных разрешительных органов и документооборота;

организационное и информационное обеспечение проведения представителями местных разрешительных органов совместного обследования объекта, на который выдается документ разрешительного характера;

контроль за соблюдением должностными лицами местных разрешительных органов сроков рассмотрения и выдачи документов разрешительного характера;

формирование и ведение реестра документов разрешительного характера;

информирование должностного лица, которому он подчиняется, а также территориального органа уполномоченного органа о нарушении требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера должностным лицом местного разрешительного органа;

подготовка предложений по усовершенствованию процедуры выдачи документов разрешительного характера.

5.  Администратор имеет право безвозмездно получать в трехдневный срок с момента запроса информацию от местных разрешительных органов, связанную с выдачей документов разрешительного характера, за исключением информации, составляющей государственную тайну.

6.  Исполнительные органы городских советов, районные и районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации обеспечивают администраторов полной информацией относительно порядка выдачи документов разрешительного характера местными разрешительными органами, в частности перечень документов, необходимых для получения документов разрешительного характера, образцов заявлений и необходимых бланков, сроков выдачи документов разрешительного  характера, размера платы за их выдачу (при ее установлении).

7.  Типовое положение об администраторе, порядок взаимодействия администратора с местными разрешительными органами, субъектами хозяйствования и территориальным органом уполномоченного органа утверждается уполномоченным органом.

8.  Порядок взаимодействия местных разрешительных органов, администратора, субъекта хозяйствования и территориального органа уполномоченного органа в городе областного значения утверждается городским советом на основании типового положения, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи, по согласованию с территориальным органом уполномоченного органа.

9.  Порядок взаимодействия местных разрешительных органов, администратора, субъекта хозяйствования и территориального органа уполномоченного органа в районах и районах в городах Киеве и Севастополе утверждается соответствующей районной государственной администрацией на основании типового положения, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи, по согласованию с территориальным органом уполномоченного органа.

 

Статья 6.  Реестр документов разрешительного характера

  1.  Администратор ведет реестр документов разрешительного характера (далее - реестр).

2.  Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.  За пользование данными реестра взимается плата, размер которой устанавливается районной государственной администрацией или городским советом по согласованию с соответствующим территориальным органом уполномоченного органа, зачисляется в соответствующий бюджет.

3.  Порядок формирования, ведения и пользования реестром определяется уполномоченным органом.

 

Статья 7.  Порядок выдачи местными разрешительными органами документов разрешительного характера

1.  Субъект хозяйствования или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) подает администратору заявление, форма которого утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению уполномоченного органа и по согласованию с разрешительными органами.

2.  К заявлению прилагаются:

копия свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования;

документы, подтверждающие внесение платы за выдачу документа разрешительного характера, если она предусмотрена законом;

документы, необходимые для выдачи документа разрешительного характера, предусмотренные законодательством, регулирующим отношения, связанные с его получением.

Заявление и документы представляются в одном экземпляре лично заявителем или заказным письмом.

В случае предоставления заявления и документов заказным письмом подпись заявителя подлежит нотариальному удостоверению.

3.  Администратор регистрирует заявление и документы в журнале, который ведется по образцу, установленному уполномоченным органом.

Заявление и прилагаемые к нему, принимаются по описи, копия которой выдается заявителю с отметкой о дате и номере их регистрации.

4.  Запрещается требовать от заявителя для получения документа разрешительного характера документы, не предусмотренные законодательством.

5.  Заявитель несет ответственность за достоверность информации, указанной в заявлении и прилагаемых к ней.

6.  Администратор после поступления заявления и прилагаемых к нему, формирует разрешительное дело, в котором хранятся представленные заявителем документы для выдачи или переоформления документа разрешительного характера, выдачи дубликатов, копий документа разрешительного характера, а также копии решений разрешительных органов по соответствующим вопросам.

Администратор несет ответственность за хранение разрешительного дела.

7.  Копии заявления и прилагаемых к нему, удостоверенные подписью администратора, в день регистрации заявления или следующего рабочего дня передаются в соответствующие местные разрешительные органы.

8.  Местные разрешительные органы в течение пяти рабочих дней с даты получения от администратора заявления и документов, если иное не предусмотрено законом, принимают решения о выдаче или отказе в выдаче субъекту хозяйствования документа разрешительного характера и передают в течение двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения  администратору соответствующие документы.  В решении об отказе в выдаче документа разрешительного характера указываются основания такого отказа.

9.  Администратор на следующий рабочий день после получения документа разрешительного характера сообщает заявителю о месте и времени выдачи документа разрешительного характера.

10.  В случае принятия местным разрешительным органом решения об отказе в выдаче документа разрешительного характера администратор сообщает об этом заявителю на следующий рабочий день после получения соответствующего решения.

11.  В случае проведения местными разрешительными органами общего обследования объекта, на который выдается документ разрешительного характера, администратор на следующий рабочий день после принятия соответствующего решения сообщает об этом субъекту хозяйствования.

12.  В случае установления по результатам проверки факта предоставления в заявлении и прилагаемых к ней, недостоверной информации документ разрешительного характера, выданный на их основании, подлежит аннулированию.  По результатам проверки соответствующий разрешительный орган составляет акт и в течение двух рабочих дней письменно сообщает об этом субъекту хозяйствования.

В случае необходимости получения документа разрешительного характера, который выдается разрешительным органом, расположенным в областном центре, администратор должен передать администратору, местонахождением которого является областной центр, документы, необходимые для получения документа разрешительного характера, получить документ разрешительного характера и выдать его субъекту хозяйствования.

 

Статья 8.  Формирование единой информационной политики по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности

1.  Разрешительные органы обеспечивают обнародование и свободный доступ к необходимой субъектам хозяйствования информации для осуществления ими хозяйственной деятельности.

2.  Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации обеспечивают создание и функционирование в сети Интернет веб-страниц, содержащих информацию, необходимую субъектам хозяйствования для осуществления ими хозяйственной деятельности.

Местные разрешительные органы подают для размещения на веб-страницах информацию, необходимую для осуществления хозяйственной деятельности, в частности, о перечне объектов недвижимого имущества, требующих реконструкции, перечень зданий, помещений, земельных участков, которые предоставляются или могут быть предоставлены в аренду.

3.  Администратор и разрешительные органы обеспечивают бесплатное консультирование по вопросам получения соответствующих документов разрешительного характера по обращению субъекта хозяйствования.

Статья 9.  Уполномоченный орган

1.  Уполномоченный орган:

разрабатывает или принимает участие в разработке и согласовывает проекты нормативно-правовых актов по вопросам выдачи документов разрешительного характера;

обобщает практику применения законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера, готовит и подает предложения относительно его совершенствования;

осуществляет методологическое обеспечение деятельности разрешительных органов и администраторов;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера;

организует обучение и повышение квалификации администраторов.

 

Статья 10.  Ответственность в сфере выдачи документов разрешительного характера

1.  Должностные лица разрешительных органов и администраторы за нарушение требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера несут ответственность в порядке, установленном законом.

2.  Действия или бездеятельность должностных лиц разрешительных органов и администраторов могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом.

3.  Ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам должностными лицами разрешительного органа вследствие их неправомерных действий, возмещается в установленном законом порядке.

4.  В случае применения разрешительным органом нормативно-правовых актов, принятых с нарушением требований части первой статьи 4 настоящего Закона, субъект хозяйствования, законные права которого были нарушены в связи с принятием и применением таких нормативно-правовых актов, вправе обратиться в суд  с иском о защите (восстановлении) своих прав и возмещении причиненного вреда.

 

Статья 11.  Заключительные положения

1.  Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования, кроме части первой статьи 4, которая вступает в силу через год со дня опубликования этого Закона.

2.  Законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

3.  Внести в законодательные акты Украины следующие изменения:

1) в Кодексе Украины об административных правонарушениях (80731-10, 80732-10) (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г., N 51, ст.1122):

статью 164 изложить в следующей редакции:

"Статья 164. Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности

Осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта хозяйствования или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию согласно закону, или без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, -

влечет наложение штрафа от двадцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа от тридцати до шестидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Предоставление субъектом хозяйствования разрешительному органу или администратору недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства влечет наложение штрафа от сорока до ста необлагаемых минимумов доходов граждан ";

главу 12 дополнить статьей 166-10 такого содержания:

"Статья 166-10. Нарушение порядка выдачи документа разрешительного характера

Неуведомление или несвоевременное уведомление разрешительным органом или администратором субъекта хозяйствования о принятии решения об отказе в выдаче такого документа в срок, установленный законом, -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение сроков принятия разрешительным органом решения о выдаче документа разрешительного характера, неуведомление администратором субъекта хозяйствования о получении от разрешительных органов соответствующих документов в срок, установленный законом, -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом, в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Безосновательный отказ разрешительным органом субъекту хозяйствования в выдаче документа разрешительного характера -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан ";

в статье 221 и части первой статьи 294 цифры "166-7-166-9" заменить цифрами "166-7-166-10";

в абзаце третьем пункта 1 части первой статьи 255 слово и цифры "(статья 183)" заменить словом и цифрами "(статьи 164, 183)";

2) часть пятую статьи 46 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" (280/97-ВР) (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 24, ст. 170) дополнить словами "а по вопросам отвода земельных участков  - не реже одного раза в месяц ";

3) статью 17 Декрета Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 N 56-93 (56-93) "О местных налогах и сборах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., N 30, ст 336; 1995 г.,  N 30, ст. 229; 2002, N 2, ст. 5) дополнить частью пятой следующего содержания:

"Для субъектов, постоянно осуществляющих торговлю в специально отведенных для этого местах (стационарных объектах), сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли взимается одноразово".

4.  Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня опубликования этого Закона подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по:

внесение изменений в законы Украины "О пожарной безопасности" (3745-12), "О ветеринарной медицине" (2498-12), "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" (4004-12), "Об охране труда" (2694 -  12) и других для их приведения в соответствие с настоящим Законом;

внесении изменений в законодательные акты относительно определения перечня действий, права на осуществление которых приобретаются по декларативному принципу.

5.  Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня опубликования этого Закона провести мониторинг законодательства с целью определения целесообразности применения некоторых документов разрешительного характера и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов относительно отмены документов разрешительного характера, применение которых нецелесообразно.

6.  Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу изменений в соответствующие законы привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями настоящего Закона и соответствующих законов, а также обеспечить приведение министерствами и другими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом  .

7.  Органам местного самоуправления в течение шести месяцев со дня вступления в силу изменений в соответствующие законы привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями настоящего Закона и соответствующих законов.

8.  Кабинету Министров Украины и уполномоченному органу в течение трех месяцев со дня опубликования этого Закона соответственно своим полномочиям обеспечить принятие своих нормативно-правовых актов, необходимых для реализации настоящего Закона.

  Президент Украины В. ЮЩЕНКО

  г. Киев, 6 сентября 2005 N 2806-IV

 

Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua
?>