Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > РЕКОМЕНДАЦИИ по построению, внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда >
РЕКОМЕНДАЦИИ по построению, внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда

Укриана (программный перевод)

Рекомендации по построению, внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда разработаны с целью содействия субъекту хозяйствования по достижению уровня охраны труда на производстве, отвечающий минимальным требованиям к обеспечению безопасных и здоровых условий труда наемных работников, установленных законодательными и другими нормативно-правовыми актами по охране труда.

Прикрепленные файлы (скачать)

Утверждено
Глава Госгорпромнадзора
С. Сторчак
7 февраля 2008

РЕКОМЕНДАЦИИ
по построению, внедрению и совершенствованию
системы управления охраной труда

1. Общие положения

1.1. Рекомендации по построению, внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда (далее - Рекомендации) разработаны с целью содействия субъекту хозяйствования по достижению уровня охраны труда на производстве, отвечающий минимальным требованиям к обеспечению безопасных и здоровых условий труда наемных работников, установленных законодательными и другими нормативно-правовыми актами по охране труда.

Эти Рекомендации распространяются на все предприятия, учреждения, организации (далее - организация) на которых используется наемный труд, независимо от формы собственности и вида деятельности.

1.2. Система управления охраной труда (далее - СУОТ) создается субъектом хозяйствования и должна предусматривать подготовку, принятие и реализацию задач по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности наемных работников в процессе их трудовой деятельности.

1.3. С использованием   этих Рекомендаций предприятие имеет возможность разработать соответствующее положение с учетом вида деятельности и специфики производства, которое устанавливает основы функционирования системы управления охраной труда, что может быть составной частью общей системы управления организацией.Требования положения должны быть обязательными для исполнения всеми наемными работниками.

1.4. Предприятие, реализует в своей деятельности систему управления качеством, в основу которой положен процессный подход, при построении СУОТ может использовать основные принципы этого подхода, изложенные в приложении 1.

1.5. При создании СУОТ и ее внедрении нужно руководствоваться законодательством Украины и другими нормативно-правовыми актами об охране труда.

1.6. Подготовку управленческих решений относительно функционирования СУОТ на производстве обеспечивает служба охраны труда или лицо, которое в порядке совместительства выполняет функции службы охраны труда.

2. Термины и определения

Система управления охраной труда (СУОТ) - часть общей системы управления организацией, которая способствует предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также опасности для третьих лиц, возникающие в процессе хозяйствования, и включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий по выполнению требований законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда.

Аудит охраны труда (далее - аудит) - это документально оформленное системное обследование и анализ состояния условий и безопасности труда с целью определения их соответствия критериям, установленным законодательными и нормативно-правовыми актами по охране труда.

3. Порядок разработки и внедрения СУОТ

СУОТ организуется таким образом, чтобы осуществлялось адекватное и постоянное управление с учетом всех факторов, влияющих на состояние охраны труда, и ориентируется на проведение предупредительных действий, исключающих возникновение опасных ситуаций, но при этом, в случае их возникновения, она должна своевременно реагировать на них и устранять их.

В Положении о СУОТ (или в Руководстве по качеству), а также в должностных инструкциях и инструкциях по охране труда определяются общие и конкретные обязанности каждого работника, его полномочия в сфере охраны труда.

В организационных мероприятиях, обеспечивающих функционирование СУОТ, необходимо предусмотреть возможность влияния общественных объединений работников предприятия (комиссии по вопросам охраны труда, уполномоченных наемными работниками, профсоюзов и т.д.).

СУОТ может содержать документально оформленную методику управления конфигурацией системы, описывающей порядок действий руководства при возникновении необходимости изменений в структуре и взаимосвязей между ее звеньями. Управление конфигурацией включает определение структуры, учет состояния и проверку эффективности ее работы.

Для разработки и внедрения СУОТ желательно создать координационный совет с участием высшего руководства, представителей службы охраны труда, профсоюзов или лиц, уполномоченных наемными работниками.

При создании СУОТ необходимо:

  • определить законы и другие нормативно-правовые акты, содержащие требования охраны труда и которые распространяются на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие риски, которые могут возникнуть при осуществлении производственной деятельности;
  • определить политику руководства в области охраны труда;
  • определить задачи в области охраны труда и установить приоритеты;
  • разработать организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее задач.

Процедура подготовки СУОТ, порядок взаимодействия структурных подразделений по вопросам охраны труда, периодичность и порядок внутренних проверок, ответственность руководителей служб и подразделений, а также работников должны быть изложены в Положении о СУОТ предприятия, утвержденном приказом или распоряжением, или в Руководстве по качеству, если на предприятии функционирует система качества.

СУОТ должна предусматривать:

  • планирование мероприятий по охране труда;
  • контроль выполнения текущего и оперативных планов;
  • возможность осуществления корректирующих и предупреждающих действий;
  • возможность адаптации к изменившихся обстоятельств;
  • возможность интеграции в общую систему управления.

Структура положения о СУОТ определяется с учетом изложенной в п. 4 примерной структуры и конкретных условий труда в организации.

Разделы, имеющие признаки отдельных процессов, могут быть изложены как система документов (например, стандартов организации), оформлена приложением к основному положению.

Внедрение СУОТ осуществляется по приказу или распоряжению высшего руководства.

Алгоритм внедрения СУОТ приведены в приложении 2.

4. Примерная структура положения о СУОТ и ориентировочное содержание его разделов

Положение о СУОТ может содержать следующие разделы и подразделы.

4.1.Основные принципы политики в сфере охраны труда

Предприятие определяет и документально оформляет политику руководства в области охраны труда. Эта политика должна быть органично сопряжена со всеми элементами деятельности организации. Формирование политики осуществляется на основе комплексной оценки уровня опасности производственных объектов организации, которая проводится путем выявления всех опасных и вредных производственных факторов, характерных для каждого объекта, их оценки и анализа возможных вариантов и уменьшения риска возникновения опасной ситуации. Политика в области охраны труда должна быть документально оформлена, доведенная до всех работников и подвергаться периодическому рассмотрению и возможному корректировке в связи с изменениями в производственном процессе.

Политика в области охраны труда должна:

определять общие задачи по улучшению охраны труда;

соответствовать характеру и масштабу рисков, которые могут возникнуть на производстве;

включать обязательства руководства по постоянному улучшению охраны труда, содействие формированию общественных органов, обеспечение социального партнерства, информирование работников об условиях труда и существующих производственных рисках.

Непосредственная ответственность руководства за охрану жизни и здоровья работающих в организации определена Законом Украины "Об охране труда" и нормативно-правовыми актами по охране труда.

4.2.Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

Планирование мероприятий предусматривает определение условий труда и реализацию основных направлений работы по улучшению охраны труда, определение потребности в новой технике, технологии, инженерно-технических средствах безопасности и санитарно-бытовом обслуживании на основании внутреннего и внешнего аудита охраны труда, анализа причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний .

Необходимо предусмотреть определение и своевременное корректирование перечне факторов, влияющих на безопасность труда. При планировании задач в сфере охраны труда эти факторы должны подразумеваться.

Основные направления перспективного планирования - составление комплексных планов улучшения состояния охраны труда, которые должны быть составной частью экономического и социального развития организации:

текущего (годового) плана мероприятий по охране труда, включаемых в коллективный договор;

оперативных (квартального, месячного) планов по цехам, отделам и участках (решения, приказы, мероприятия по расследованию несчастных случаев, предписания органов государственного надзора за охраной труда и т.п.).

Предприятие обеспечивает разработку, финансирование и реализацию мероприятий, направленных на доведение условий и безопасности труда требованиям, изложенным в коллективном договоре, но не ниже нормативных.

В разделе приводится комплексный план мероприятий по охране труда.

4.3. Обязанности и ответственность

Для эффективного функционирования СУОТ необходимо определить обязанности, ответственность и полномочия руководителей служб и подразделений а также работников по охране труда при разработке, внедрении и совершенствовании СУОТ. Обязанности и полномочия персонала, руководит, выполняет и проверяет различные виды деятельности, которые влияют на риски возникновения опасных ситуаций, связанных с деятельностью организации, оборудованием и рабочими процессами, должны быть определены, задокументированы и доведены до сведения сотрудников для содействия управлению в сфере охраны труда.

4.3.1. Служба охраны труда

Предприятие должно разработать Положение о службе охраны труда, который должен соответствовать Типовому положению о службе охраны труда (НПАОП 0.00-4.35-04), утвержденном приказом Госнадзорохрантруда Украины от 15.11.2004 № 255, зарегистрированном в Минюсте Украины 01.12.2004 за № 1526/10125.

4.3.2. Комиссии и общественные органы

Основные задачи и полномочия комиссии по вопросам охраны труда должны соответствовать Типовому положению о комиссии по вопросам охраны труда предприятия (НПАОП 0.00-4.09-07), утвержденном приказом Госгорпромнадзора № 55 от 21.03.2007, зарегистрированном Минюстом 04.04.2007 за № 311 / 13578, а компетенция уполномоченных наемными работниками - Типовому положению о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда (НПАОП 0.00-4.11-07), утвержденном приказом Госгорпромнадзора № 56 от 21.03.2007, зарегистрированному в Минюсте 06.04.2007 за № 316 / 13583.

4.4. Управление документацией

4.4.1. Использование законодательных и других нормативно-правовых актов по охране труда

В разделе определяются лица, ответственные за своевременное получение, учет, актуализацию и распространение законодательных и других нормативно-правовых актов по охране труда.

Необходимо документально определить порядок их использования в производственной деятельности и в нормативных актах организации.

4.4.2. Управление внутренними нормативными актами

Внутренние нормативные акты по охране труда разрабатываются в организации, утверждаются ее руководителем и направляются на построение четкой системы управления охраной труда и создание безопасных и здоровых условий труда, регламентируется Порядком разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующие на предприятии (НПАОП 0.00 -6.03-93), утвержденным приказом Госнадзорохрантруда Украины от 21.12.1993 № 132, зарегистрированным в Минюсте Украины 07.02.1994 за № 20/229.

Должна быть определена компетенция и порядок действий работников по:

разработки внутренних нормативных актов;

распространение актов, сбора и анализа предложений и замечаний работников относительно эффективного их внедрения;

внесение изменений, если это признано целесообразным.

4.5. Компетентность и подготовка

4.5.1. Профессиональный отбор

Определяется круг работников, выполняющих тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда, а также такие, где есть потребность в профессиональном отборе. Работники этих категорий должны проходить предварительный (при приеме на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры. Перечень вредных и опасных факторов производственной   среды и трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительный (периодические) медицинский осмотр работников, Перечень общих медицинских противопоказаний к работе с вредными и опасными факторами производственной среды и трудового процесса, Перечень работ, для выполнении которых является обязательным предварительный (периодические ) медицинский осмотр работников, приведен в Порядке проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденному приказом Минздрава от 21.05.   2007 № 246, зарегистрированным в Минюсте 23.07. 2007 за № 846/14113. Перечень работ, где есть потребность в профессиональном отборе (ДНАОП 0.03-8.06-94), утвержден приказом Минздрава Украины и Госнадзорохрантруда Украины от 23.09.94 № 263/121, зарегистрированным в Минюсте Украины 28.07.94 № 176/385. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних (ДНАОП 0.03-8.07-94), утвержден приказом МЗ Украины от 31.03.94 № 46, зарегистрированным в Минюсте Украины 28.07.94 за № 176 / 385. Перечень тяжелых работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин (ДНАОП 0.03-8.08-93), утвержден приказом МЗ Украины от 29.12.93 № 256, зарегистрированным в Минюсте Украины 30.03.94 за № 51/260 .

4.5.2. Обучение по вопросам охраны труда и система инструктажей

Обязательные требования к проведению обучения по вопросам охраны труда изложены в статье 18 Закона Украины "Об охране труда", а также в Типовом положении о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (НПАОП 0.00-4.12-05), утвержденном приказом Госнадзорохрантруда Украины от 26.01.2005 № 15, зарегистрированном в Минюсте Украины 15.02.2005 под № 231/10511. Порядок проведения и виды инструктажей также изложены в указанном Типовом положении.

В Положении о СУОТ регламентируется порядок действий, компетенция ответственных лиц при организации и проведении обучения, своевременная актуализация учебных программ и инструкций.

4.6. Мониторинг исполнения и оценка результативности

4.6.1. Текущие проверки, обзоры отдельных подразделений и организации в целом

Система контроля в зависимости от объемов производства и численности работающих может предусматривать внутренний аудит, оперативный контроль руководителей работ и других должностных лиц, контроль со стороны службы охраны труда, а также общественный контроль.

При проведении внутреннего аудита определяются и документируются полномочия и способ действий при решении таких задач:

  • определение участников групп, проводящих обзор организации или ее отдельных подразделений;
  • установление периодичности осмотров;
  • определение случаев, когда есть потребность во внеочередном осмотре;
  • установление основных моментов, которым нужно уделять особое внимание при проведении осмотра, возможно, составление опросного листа, составление протоколов осмотров с определением сроков устранения замечаний;
  • разработка плана мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • организация соучастия сотрудников в работе групп.

Для документирования обзора организации целесообразно составить планы осмотра, порядок проведения осмотра, а также соответствующие протоколы.

В организациях, в отношении которых это регламентировано нормативно-правовыми актами по охране труда, внедряется 3-ступенчатая система контроля.

Для проведения независимого (внешнего) аудита охраны труда целесообразно привлекать сторонние компетентные организации.

Согласно ст.13 Закона Украины "Об охране труда", проведение аудита охраны труда является обязательным.

4.6.2. Заседание координационного совета

Основной задачей координационного совета является обсуждение мер по разработке, внедрению и совершенствованию СУОТ, согласование позиций руководства и работников, содействие улучшению условий труда, определение наиболее эффективных способов информирования работников.

Документальное оформление работы координационного совета должен учитывать полномочия и способ действий каждого из ее членов при:

  • составлении и проверке соблюдения графика заседаний;
  • координации проведения заседаний;
  • определении тем заседаний;
  • составлении и распространении протоколов заседаний;
  • внедрении мероприятий по результатам заседания и после распространения информации.

4.7.Организация информационной работы

Должно быть определено, каким образом информация о мерах по безопасному выполнению работ достигнет конкретного работника и как будет организовано эффективную обратную связь работников с руководством по улучшению состояния охраны труда. Необходимо разработать процедуры работы с обращениями работников и сообщения о результатах их рассмотрения.

4.7.1. Совещания и собрания

Совещания и собрания должны проводиться во всех подразделениях организации. Инициатива проведения совещаний принадлежит высшему руководству и руководству подразделений, а сборов - профсоюзам или уполномоченным наемными работниками.

На совещаниях и собраниях распространяется информация о состоянии охраны труда, результатов идентификации рисков возникновения опасных ситуаций, обсуждаются внедрены мероприятия по охране труда и такие, которые планируются.

Учет и анализ решений и предложений по результатам проведения совещаний и собраний возлагаются на службу охраны труда.

4.8. Управление ресурсами

4.8.1.Безопасность производственных помещений, средств производства, технологических процессов

Порядок обеспечения безаварийной эксплуатации зданий и сооружений, организации службы смотрителя и системы планово-предупредительных ремонтов изложены в нормативных документах по вопросам обследований, паспортизации, безопасной и надежной эксплуатации производственных зданий и сооружений согласно требованиям Положения о безопасной и надежной эксплуатации производственных зданий и сооружений, утвержденного совместным приказом Госстроя Украины и Госнадзорохрантруда Украины от 27.11.97 за № 32/288, зарегистрированным в Минюсте Украины 06.07.98 за № 424/2864.

Требования к оборудованию и технологическим процессам установлено в нормативно-правовых и нормативных документах, регламентирующих безопасность производственного оборудования и его использования (правилах, стандартах, технических условиях, технологических регламентах и т.п.). Должно быть задокументировано такой порядок организации труда, наиболее оптимально обеспечит выполнение указанных нормативов.

4.8.2. Организация рабочего места

Рабочие места должны соответствовать требованиям действующих нормативно-правовых актов по охране труда, которые распространяются на деятельность организации. Нормативные акты организации, в которых конкретизируются эти требования должны учитывать специфику деятельности предприятия, наличие на рабочих местах опасных и вредных факторов, которые еще не устранены и предусматривать соответствующие меры по охране труда.

Должны быть определены возможные последствия влияния этих факторов на здоровье работника и установленные льготы и компенсации в соответствии с законодательством и коллективным договором.

Эффективной мерой для правильной организации рабочих мест является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая проводится согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 442 от 01.08.92.

4.8.3. Организация рабочего времени

Для обеспечения охраны здоровья и безопасности работающих необходима соответствующая организация режима их труда и отдыха.

При этом должны учитываться требования Кодекса законов о труде Украины и других нормативно-правовых актов относительно рабочего времени и отдыха, оплачиваемых перерывов для проведения профилактических и лечебно-оздоровительных процедур.

Должно быть регламентировано рабочее время, время отдыха, перерыва, работы в ночное время и посменной работы.

4.8.4. Средства индивидуальной защиты

В разделе определяется перечень профессий, работники которых должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также перечень необходимых СИЗ. Инструктаж работников по использованию СИЗ должен быть изложен в инструкциях по охране труда согласно Положению о разработке инструкций по охране труда (НПАОП 0.00-4.15-98), утвержденным приказом Госнадзорохрантруда от 29.01.98 № 9, зарегистрированным в Минюсте Украины 07.04.98 за № 226/2666.

Вопросы обеспечения работников СИЗ регламентируется Положением о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (НПАОП 0.00-4.26-96), утвержденным приказом Госнадзорохрантруда от 29.10.1996 № 170, зарегистрированным в Минюсте Украины 18.11.96 за № 667/1692.

Нормы выдачи СИЗ установлено правовыми актами по охране труда, утвержденными в установленном порядке.

4.8.5. Замена средств производства

При планировании закупки оборудования, использование которого практически не меняет технологический процесс, нужно удостовериться, что это оборудование является безопасным при использовании. В разделе излагаются организационные и технические мероприятия по этому поводу.

4.8.6. Замена материалов, применяемых

Содержанием раздела является порядок определения степени вредоносности нового материала и пути уменьшения ее влияния на работников.

4.8.7. Изменения в организации труда

Излагаются все аспекты необходимые меры относительно безопасных и здоровых условий труда на этапе проектирования нового технологического процесса или новых средств производства, которые существенно влияют на организацию труда.

4.8.8. Организация безопасного ведения работ в случае привлечения сторонних субъектов хозяйствования

В случае привлечения сторонних субъектов предусматриваются меры безопасности как для работников заказчика, так и для работников подрядчика, а также ответственности сторон за безопасное выполнение работ. Эти меры должны быть урегулированы в договоре на выполнение работ.

4.8.9. Требования безопасности при вводе в эксплуатацию, текущей эксплуатации, выводе из эксплуатации производственного оборудования.

При вводе в эксплуатацию нового оборудования, других средств производства и материалов руководством предприятия учитываются все меры по предупреждению несчастных случаев и снижение риска для здоровья работающих.

Для выполнения приведенных задач необходимо:

  • проверить, предоставил производитель или поставщик все необходимые документы, касающиеся безопасности оборудования;
  • проверить, имеет ли предприятие, что будет проводить монтаж и наладку оборудования, соответствующие разрешения и лицензии;
  • определить, каким образом в контракте с монтажной организацией решены вопросы охраны труда в отношении работников монтажной организации, а также работников предприятий, на которых может возникнуть опасность при проведении монтажных работ;
  • если монтаж осуществляется собственными силами, или приняты все необходимые меры по безопасному выполнению работ;
  • получить необходимые разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  • учесть меры безопасности при введении объекта в эксплуатацию.

Текущая эксплуатация оборудования в установленном режиме обычно регламентирована соответствующими документами фирмы-изготовителя, а для некоторых видов оборудования повышенной опасности еще и соответствующими нормативно-правовыми актами. Поэтому процедуры и инструкции, касающиеся текущей эксплуатации, должны отразить содержание указанных документов.

Любое нарушение установленного технологического процесса представляет повышенную опасность для работающих, то есть нестандартную ситуацию. Если такие нарушения могут привести к опасности для большого количества работников, их необходимо рассматривать в Плане локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий.

Обязанность предприятия предупредить возможные аварийные ситуации и принять необходимые меры для ликвидации последствий аварий определено в статье 13 Закона Украины "Об охране труда".Это требование введено Порядком расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.04 № 1112 (НПАОП 0.00-6.02-04), согласно которому субъект хозяйствования обязан анализировать причины аварий и разрабатывать соответствующие меры предосторожности. В каждой организации, авария в которой может привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую среду, нужно разработать план предупреждения и ликвидации аварий.

Конкретные требования к содержанию и порядку построения раздела изложены в Положении о разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (НПАОП 0.00-4.33-99), утвержденном приказом Госнадзорохрантруда Украины от 17.06.99 № 112, зарегистрированным в Минюсте 30.06.99 за № 424/3717. 

Должны быть предусмотрены, задокументированы и доведены до работников мероприятия по охране труда при выводе оборудования из эксплуатации. Нужно определить конкретных исполнителей работ, их компетенцию, необходимые меры безопасности.

Необходимо определить организационные меры для обеспечения безопасности работников организации, не задействованные в работах по выводу объектов из эксплуатации.

Должна быть учтена возможность работы сторонних организаций (например, монтажных или транспортных), что может представлять опасность для работников.

4.9. Анализ и предупреждение возможных угроз жизни и здоровью работающих

4.9.1. Анализ эффективности СУОТ

Руководство организации должно регулярно проводить анализ эффективности функционирования СУОТ. При этом обращается оценка соответствия общей стратегии системы, изложенных в разделе 4.1, существующим потребностям; определяется целесообразность изменений в структуре системы, прогнозируются следующие мероприятия по совершенствованию СУОТ.

Частота и масштаб периодических анализов эффективности СУОТ руководством определяются в соответствии с условиями деятельности организации.

Анализ эффективности СУОТ должен учитывать:

  • результаты расследования несчастных случаев на производстве, случаи ухудшения здоровья и возникновения профессиональных заболеваний и причины возникновения опасных ситуаций;
  • дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут повлиять на состояние охраны труда.

Выводы анализа должны быть документально зафиксированы и доведены до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент системы, а также для работников и их представителей.

4.9.2. Анализ и уменьшение рисков возникновения опасных ситуаций

В организации необходимо регулярно определить угрозы для работающих и проводить соответствующие профилактические меры по их предотвращению. Для этого необходимо выбрать и обосновать метод оценки угроз. В этом разделе необходимо отразить последовательность действий при анализе возможных угроз, а именно:

  • учет рабочих мест и видов деятельности, которые могут представлять потенциальную опасность;
  • установление существующих угроз, действующих на рабочих местах или звеньях производства, и оценка эффективности уже проведенных защитных мероприятий;
  • оценка степени риска возникновения опасной ситуации;
  • разработка и внедрения дальнейших мероприятий по уменьшению рисков, если это необходимо;
  • привлечение для решения этих вопросов необходимых специалистов, возможно, специализированных организаций, которые могут предоставить необходимые консультации;
  • консультации с представителями работников по охране труда;
  • определение путей сообщения работников о необходимых мерах и их возможной реакции на них.

Достаточно простой и эффективный алгоритм выявления, оценки и уменьшения рисков возникновения опасных ситуаций на производстве приведены в приложении 3. Оценку профессионального риска на рабочих местах можно проводить и по другим методикам, например, по методике, приведенной в Британском стандарте BS 8800.

Документировать действия по уменьшению рисков рекомендуется с помощью карты оценки рисков (приложение 4).

На предприятиях, где применяются опасные вещества, необходимо провести идентификацию объектов повышенной опасности, а при необходимости дальнейшее декларирования их безопасности. Порядок идентификации и декларирования регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины от 11.09.2002 № 956 "Об идентификации и декларировании объектов повышенной опасности" (НПАОП 0.00-6.21-02 и НПАОП 0.00-6.22-02).

4.10. Предупреждающие и корректирующие мероприятия

Нужно установить и поддерживать в дальнейшем порядок осуществления предупредительных и корректирующих действий, необходимость которых вытекает из результатов мониторинга функционирования и анализа результативности СУОТ.

Любая обнаруженная неадекватность установленных мер по охране труда должна иметь своим следствием соответствующие предупредительные и корректирующие действия.

Планирование, выполнение и результат предупредительных и корректирующих действий подлежат документированию и анализу.

4.11. Мотивационное регулирование

Руководство должно прилагать усилия к повышению сознания работников по соблюдению безопасного ведения работ и улучшения состояния производственной среды.

Инициативные действия персонала по осуществлению мероприятий по повышению уровня безопасности на рабочих местах должны иметь моральное и материальное стимулирование, учитывать стремление работника к безопасным действий и создания предпосылок для безопасного труда.

Целесообразно разработать и внедрить порядок стимулирования активного содействия работников решению вопросов охраны труда.

Финансирование этого мероприятия может быть предусмотрено в коллективном договоре.

4.12. Совершенствование СУОТ

СУОТ, которая разработана и внедрена, требует постоянного совершенствования. Выводы по результатам анализа эффективности СУОТ должны быть задокументированы и официально доведены до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент (элементы) управления охраной труда для реализации соответствующих мероприятий.

Изменения политики в сфере охраны труда, результаты анализа функционирования СУОТ должны иметь своим следствием разработку мероприятий по совершенствованию системы в целом или отдельных ее звеньев согласно разработанной методики управления конфигурацией.

 

Приложение 1

к пункту 1.4.  Рекомендаций по построению и внедрению системы управления охраной труда

Процессный подход в построении, внедрении и улучшении результативности СУОТ

Предприятия, внедряющие систему управления качеством согласно ДСТУ ISO 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования", могут обратить внимание на то, что процессный подход к построению системы, регламентирован этому стандарту с целью повышения качества продукции, может  быть учтен и при разработке СУОТ.  Некоторые мероприятия по охране труда органично вписываются в бизнес-процессы, происходящие на производстве, а некоторые могут быть выделены в отдельные процессы.

Среди общеизвестных типовых бизнес-процессов является, например, "Осуществлять мониторинг удовлетворенности потребителя продукцией предприятия".  Следует учесть, что довольно много оптовых потребителей развитых стран среди прочего, выдвигают требование обеспечения безопасных условий труда на предприятиях производителя, имея в виду, что этот фактор влияет на производительность труда.  Таким образом, этот аспект деятельности имеет полное право быть выделен как отдельный процесс.

Так же могут рассматриваться такие процессы, как:

·          "Развивать и обучать персонал";

·          "Осуществлять мониторинг и управление повышением квалификации";

·          "Определять сферы ответственности за выполнение функций";

·          "Управлять программами материального и морального стимулирования"

т.д.

Обучение по вопросам охраны труда может быть выделено в отдельный процесс со всеми присущими ему атрибутами.

Для практической реализации процессного подхода к созданию и обеспечению функционирования СУОТ нужно выполнить ряд последовательных мероприятий.

1.  Сначала рекомендуется определить те мероприятия по охране труда, которые целесообразно выделить в отдельные процессы.

2.  Далее:

а) составить организационную структуру, обеспечивающую функционирование процесса;

б) сделать детальное описание процедур, присущих этому процессу.  При этом необходимо иметь в виду:

цель, которая достигается внедрением процесса;

исполнителей и их ответственность;

ресурсы, необходимые для эффективного внедрения;

конечный результат, который должен быть достигнут;

в) оптимизировать по возможности выполнения этих процедур и процесса в целом, после чего сделать описание улучшенной процесса.

Целесообразность внедрения процессного подхода в отношении мер по охране труда определяется субъектом хозяйствования.

 

Приложение 2

к разделу 3 Рекомендаций по построению системы управления охраной труда

 

Приложение 3

с пунктом 4.9.2 Рекомендаций по построению и внедрению системы управления охраной труда

Алгоритм выявления, оценки и уменьшения рисков возникновения опасных ситуаций на производстве

Термины и определения

риск возникновения опасной ситуации - сочетание нараженности, тяжести последствий и вероятности возникновения определенной опасной ситуации при осуществлении производственной деятельности;

оценка базового риска - общий процесс оценки степени риска, при котором игнорируется существующее управления рисками;

оценка остаточного риска - общий процесс оценки степени риска, при котором учитывается степень риска ситуации, находящейся под контролем;

допустимый риск - риск, уменьшенный до степени, который может быть допущен, учитывая требования законодательных и других нормативно-правовых актов по охране труда и Политику руководства в области охраны труда.

1.  Выявления возможности возникновения опасных ситуаций для работников при осуществлении производственной деятельности с учетом их возможных действий.

Процедура предусматривает всестороннее рассмотрение технологического процесса с точки зрения безопасности и безвредности для работников с учетом всех аспектов, отраженных в Примерная структура положения о СУОТ и выявления вредных и опасных производственных факторов, присущих производственной среде, что может привести к опасной события.

2.  Определение степени базового риска возникновения опасных ситуаций.

Степень базового риска возникновения опасной ситуации определяется по формуле:

Р = Т х П х Вр,

где:

Р - степень риска; Т-тяжесть и возможные последствия опасного события;

П - возможность рискуя опасности Вр - вероятность возникновения опасного события.

 

Условная вероятность возникновения опасного события в числовом воспроизведении определяется путем экспертной оценки по таблице 1.

Экспертная оценка осуществляется группой назначенных специалистов.

Таблица 1

Вероятность

Комментарии

5 – почти наверняка

Событие, наблюдается регулярно.  Событие, которое случается в большинстве случаев.

4 – весьма вероятно

Событие, наблюдается периодически.

3 – вероятно

Событие, которое случается иногда.

2 – маловероятно

Событие, наблюдается редко.

1 – почти невероятно

Событие, которое случается только при исключительном стечении обстоятельств

Тяжесть и возможные последствия опасного события в числовом воспроизведении определяются по таблице 2.

Таблица 2

Тяжесть опасного события

Возможные последствия

5 – катастрофическая

Групповой несчастный случай (пострадали 2 и более работников); несчастный случай со смертельным исходом; авария; пожар

Расследование государственными органами власти.  Уголовная ответственность.  Штрафные санкции Украине.  Остановка работ.  Аннулирование лицензии на вид деятельности.

4 – существенная

Тяжелый несчастный случай (временная нетрудоспособность более 60 дней).  Профзаболевания.  Инцидент, возгорания.

Расследование государственными органами власти.  Уголовная ответственность.  Штрафные санкциизгидно КоАП.  Возможна приостановка работ.

3 – незначительная

Серьезное ранение, болезнь с временной утратой трудоспособности в течение до 60 дней.  Инцидент, возгорания.

Расследование государственными органами власти.  Штрафные санкции согласно КоАП.  Возможна приостановка работ.

2 – минимальная

Травма без потери работоспособности, потребность в стационарной медицинской помощи, предоставлении более легкой работы.  Инцидент, возгорания.

Внутреннее расследование.  Административная ответственность Штрафные санкции согласно КоАП. 

1 - несущественна

Несущественна травма (порез, ушиб) оказана первичная медицинская помощь)

Дисциплинарная ответственность.

 

Возможность рискуя опасности определяется по таблице 3

Таблица 3

Числовое значение

Характеристика

3

Постоянная возможность рискуя опасности (ежедневная, ежесменная)

2

Редкая возможность рискуя опасности (один раз в месяц)

1

Минимальная (один или несколько раз в год)

 

3.  Разработка плана мероприятий по результатам определения степени базового риска.

План мероприятий требует учета комментариев, приведенных в таблице 4.

Степень риска

Комментарии

Экстремальный (55-75)

Требует неотложных действий высшего руководства с обязательным составлением плана мероприятий и назначением ответственных лиц.  При необходимости - приостановка ведения работ.

Высокий (25-54)

Требует внимания высшего руководства.  Срочно проинформировать работников и их непосредственных руководителей, руководителя соответствующего подразделения и начальника службы охраны труда.  Принять меры по обеспечению безопасности работников.

Средний (10-24)

Проинформировать работников и непосредственных руководителей, руководителя соответствующего подразделения и начальника службы охраны труда.  Принять меры по уменьшению риска

Низкий (1-9)

Осуществляется управление путем выполнения существующих процедур.  Конечно не требует дополнительных ресурсов.  Проинформировать руководителя подразделения и начальника службы охраны труда по окончании работ по определению степени риска.

 

4.  После внедрения запланированных мероприятий необходимо провести оценку остаточного риска и определить, стал допустимым степень риска возникновения опасной ситуации, т.е. достигли внедрены меры ожидаемого эффекта.

В приложении использован опыт отдела охраны труда и промышленной безопасности ООО "Николаевский глиноземный завод"

Приложение 4

к пункту 4.9.2 Рекомендаций по построению и внедрению системы управления охраной труда

 

Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua
?>