Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 0.00-1.24-10 Правила охраны труда при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (программный перевод) > IX. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ХОЗЯЙСТВЕ >
НПАОП 0.00-1.24-10 Правила охраны труда при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (программный перевод)

Эти Правила распространяются на субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, деятельность которых связана с разработкой рудных и нерудных полезных ископаемых открытым способом.

Требования этих Правил являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию карьеров (разрезов), зданий, сооружений, машин, оборудования, средств защиты и контроля, приборов и материалов, а также для всех работников , в которых выполнение обязанностей связано с пребыванием на объектах открытых горных работ.

Прикрепленные файлы (скачать)
NPAOP 0.00-1.24-10.zip (0.086 Мб)
Содержание

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
II. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
V. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЕДЕНИЯ ГОРНЫХ РАБОТ
VI. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТВАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕ
VII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОБОРУДОВАНИЕ И МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ГОРНЫХ РАБОТ
VIII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
IX. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ХОЗЯЙСТВЕ
X. ВОДООТЛИВА И ОСУШЕНИЕ
XI. ПРОВЕТРИВАНИЕ КАРЬЕРА
XII. РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
XIII. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

IX. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В электротехнической ХОЗЯЙСТВЕ

 

1. Общие требования

1.1. Эксплуатацию электротехнического хозяйства при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом необходимо осуществлять в соответствии с требованиями настоящих Правил, Правил безопасной эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 06.10.97 N 257, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 13.01.98 за N 11/2451 (далее - НПАОП 40.1-1.01-97), а также технической документации заводов-производителей на электротехническое оборудование.

1.2. На каждом пусковом аппарате необходимо иметь четкую надпись с указанием установки, включается ним.

1.3. При обслуживании электроустановок необходимо применять защитные средства (диэлектрические перчатки, боты, коврики, изолирующие подставки), указатели напряжения, защитное заземление, а также средства индивидуальной защиты (защитные очки, монтажные пояса, когти).

В холодное время года при низких температурах необходимо применять утепленные диэлектрические перчатки. Допускается применение диэлектрических перчаток вместе с теплыми (шерстяными или другими) перчатками.

1.4. Защитные средства необходимо обязательно подвергать периодическим электрическим испытаниям в установленные сроки. Перед каждым применением средств защиты необходимо проверять их исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений, срок работоспособности по штампу, размещенным на них.

1.5. Разрешается использовать плавкие вставки предохранителей, калиброванные заводом-изготовителем или электротехнической лабораторией с указанием на клейме номинального тока вставки. Некалиброванные плавкие вставки применять не разрешается. Не разрешается применять плавкие вставки без патронов-предохранителей. Замену их необходимо проводить при снятом напряжении и не во время грозы.

1.6. Для защиты работников от поражения электрическим током передвижные электроустановки, питающиеся от трансформаторов с изолированной нейтралью напряжением до 1000 В, должны быть оборудованы реле утечки на землю (корпус) с автоматическим отключением электроустановки при возникновении опасных токов утечки. Общее время выключения поврежденной сети не должно превышать 200 мс.

Исправность действия (срабатывания) реле утечки тока необходимо проверять перед началом каждой смены (ежесменно). Проверку реле утечки тока в комплексе с автоматом на время их срабатывания необходимо проводить не реже одного раза в шесть месяцев, а также во время их первой установки или перестановки с машины на машину.

Допускается не устраивать защиту от утечки тока для сетей напряжением до 60 В.

1.7. Машинисты и помощники машинистов горных и транспортных машин, управление которыми связано с оперативным включением и отключением электроустановок, должны иметь такую группу допуска по электробезопасности:

при напряжении до 1000 В: машинисты - не ниже III группы, помощники машинистов - не ниже II группы;

при напряжении выше 1000 В: машинисты - не ниже IV группы, помощники машинистов - не ниже III группы.

Наличие указанных групп по электробезопасности дает право машинистам и их помощникам производить переключения кабеля в пределах закрепленных за ними горной и транспортной машин и их пункта подключения с письменного разрешения должностного лица, в обязанности которой возложено осуществление контроля за безопасным выполнением работ.

В случае временного перевода машинистов и их помощников на другие горные и транспортные машины выполнения указанных работ разрешается после ознакомления их с системой электроснабжения этих горных машин.

 

2. Требования безопасности на трансформаторных подстанциях и распределительных устройствах

2.1. В помещениях стационарных электрических подстанций и распределительных устройств обязательно вывешиваются схемы первичной и вторичной коммутации, воздушных и кабельных сетей, технологические инструкции для работников, которые их обслуживают, правила оказания первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током, устанавливаются предупредительные знаки и стенды с плакатами.

2.2. На электростанциях или подстанциях все отходные фидеры напряжением выше 1000 В, питающих карьерные передвижные электроустановки, должны быть оборудованы аппаратурой, обеспечивающей автоматическое отключение линий при однофазных и многофазных замыканиях на землю.

Защита от однофазных замыканий на землю необходимо выполнять двухступенчатым. Проверка и контрольное налаживания I степени защиты от замыкания на землю одной фазы необходимо проводить не менее одного раза в шесть месяцев, а II степени защиты - не менее одного раза в год.

2.3. Корпуса передвижных трансформаторных подстанций, распределительных пунктов необходимо выполнять из несгораемых материалов с достаточной жесткостью конструкции, соответствующей условиям эксплуатации.

2.4. Все двери высоковольтных камер передвижных подстанций, распределительных устройств и пунктов присоединения должны быть оборудованы надежным запирающим устройством, механической блокировкой между высоковольтными выключателями, разъединителями и всеми дверями высоковольтных камер, предотвращающие ошибочным операциям с разъединителем и выключателем и делают невозможным открытие дверей при включенном разъединители.

2.5. Работы по переключению пунктов присоединения необходимо осуществлять по наряду, в котором определяются безопасные условия работ.

 

3. Требования безопасности для воздушных и кабельных линий электропередачи

3.1. Оборудовать и эксплуатировать передвижные (временные) воздушные ЛЭП напряжением до 1000 В и выше на карьерах необходимо согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов по охране труда.

3.2. Под воздушными ЛЭП не разрешается размещать штабеля породы, руды, шпал, рельсов и других материалов.

3.3. Расстояние от нижнего фазного провода воздушной ЛЭП на уступе до поверхности земли в районах прохождения линии при максимальном провисании проводов при напряжении до 35 кВ должна быть не менее следующих значений:

территория карьеров и породных отвалов - 6,0 м;

места, труднодоступные для работников и недоступны для наземного транспорта, - 5,0 м;

откосы уступов - 3,0 м;

пересечения контактного провода электрифицированного участка железнодорожных путей с ЛЭП (от контактного провода к ЛЭП) - 2,0 м;

пересечение неэлектрифицированных железнодорожных путей с ЛЭП (от головки рельсов) - 7,5 м.

3.4. Горизонтальное расстояние от крайних проводов ЛЭП при наибольшем их отклонении до ближайших выступающих частей зданий и сооружений не должна быть менее 2,0 м при напряжении в линии до 10 кВ и 4,0 м - при напряжении 35 и 110 кВ.

3.5. Горизонтальные расстояния от крайнего провода воздушной ЛЭП (стационарной или передвижной) напряжением до 10 кВ на уступе должны быть не менее:

2,5 м - до крайнего провода контактной сети, подвешенного с полевой стороны опоры контактного провода при неотклоненном положении;

2,0 м - до бровки земляного полотна автомобильной дороги при неотклоненном положении.

3.6. На карьерных и отвальных ЛЭП напряжением до 35 кВ допускается применять передвижные опоры.

3.7. Запрещается наращивать опоры контактной сети для прокладки ЛЭП напряжением 6 кВ.

Расстояние между передвижными опорами должна определяться расчетом, учитывая климатические условия, и не должна превышать 50 м.

При пересечении воздушными ЛЭП автодорог крепления проводов на опорах с штыревых изоляторов должно быть двойным, за исключением пересечения призабойных автодорог, где крепление допускается на одном изоляторе.

3.8. Все воздушные и кабельные ЛЭП в пределах опасных зон на время взрывания зарядов необходимо выключать.

После взрыва перед включением необходимо провести обзор этих линий, обнаружены повреждения ликвидировать.

3.9. Не разрешается проводить работы на ЛЭП во время грозы.

3.10. Ремонт резиновых оболочек и соединение гибких кабелей необходимо проводить путем вулканизации.

После соединения, требует восстановления изоляции жил кабеля, последний необходимо испытать на диэлектрическую прочность. Испытания необходимо выполнять постоянным током с напряжением не менее 2UH, продолжительностью 5 мин.

При применении кабельных линий в карьерах и отвалах можно соединять отрезки кабелей длиной не менее 100 м с помощью специальных муфт (соединительных коробок), допущенных к применению на открытых горных работах.

3.11. Гибкий кабель, через который питаются передвижные машины, необходимо прокладывать так, чтобы унеможливлювались его повреждения, примерзания, обрушение породой, наезд на него транспортных средств и механизмов. На обводненной площади кабель следует прокладывать на опорах ("козлах"). В начале и в течение рабочей смены гибкие кабели должны осматривать работники, обслуживающие такую машину.

Допускается держать гибкий кабель под напряжением на специальном барабане (устройстве), если это предусмотрено конструкцией машины.

Перемещение (перетаскивание) гибкого кабеля необходимо выполнять вручную или с помощью механизмов с применением специальных приспособлений и принятием мер, обеспечивающих ограничение радиуса сгибания кабеля, его злом и повреждения.

Перевозить гибкие кабели разрешается на автомашинах, оборудованных кабельными барабанами. При намотке кабеля на барабан его подтягивание волочением по грунту не разрешается.

3.12. При переносе экскаваторного кабеля, находящегося под напряжением, обслуживающий персонал обязан пользоваться диэлектрическими перчатками или специальными устройствами с изолирующими рукоятками.

3.13. Ремонт кабеля необходимо производить после отключения его от пункта питания и разрядки от остаточных электрических зарядов.

3.14. В местах пересечения с железнодорожными путями и автомобильными дорогами для защиты от повреждений кабели необходимо прокладывать в трубах, коробах, желобах. Размеры укрытия должны превышать ширину железнодорожных путей или автомобильных дорог не менее чем на 2 м в каждую сторону.

3.15. Соединять гибкие кабели напряжением до 1000 В, нуждающихся в процессе работы частых разъединений, необходимо с помощью специальных штепсельных муфт. Розетка должна быть смонтирована со стороны источника питания.

3.16. Соединять многожильных проводов передвижных ЛЭП напряжением выше 1000 В с однородного металла необходимо с помощью специальных зажимов или скруткой способом "елочка", или комбинированным способом. При применении многопроволочных проводов или тросов из различных металлов необходимо применять специальные соединительные зажимы.

В каждом пролете на один провод или трос допускается не более трех соединений.

3.17. Не допускается более одного присоединения или отвода от зажимов пускателя, трансформаторов, если это не предусмотрено конструкцией зажимов или присоединительной арматуры.

 

4. Требования безопасности для контактных сетей

4.1. Высота подвески контактного провода над головкой рельса постоянных путей должна быть не менее 6250 мм на станциях и 5750 мм - на перегонах.

4.2. Для питания контактных сетей электрифицированной железной допускается применять системы с заземлением одной фазы или средней точки тягового трансформатора. При этом заземление тягового трансформатора необходимо выполнять за пределами контура защитного заземления подстанции.

4.3. Высота подвески контактного провода над уровнем головки рельсов на передвижных железнодорожных путях при боковой подвеске должна быть не менее 4400 мм.

4.4. Расстояние от оси крайнего пути до опор контактной сети на постоянных путях должна быть не менее:

2750 мм - на прямых перегонах и 2450 мм - на станциях;

3100 мм - для электрифицированных путей, которые вводятся впервые в эксплуатацию.

На криволинейных участках пути эти расстояния во всех случаях необходимо увеличивать в соответствии с габаритами приближения строений.

Расположение опор контактной сети и сигналов должно быть таким, чтобы обеспечивалась видимость последних.

На передвижных путях при погрузке подвижного состава думпкаров многоковшовыми портальными экскаваторами расстояние между думпкары и проводом (на просвет) не должна быть менее 800 мм. Если это расстояние менее 800 мм, на боковых окнах электровоза необходимо устанавливать защитное ограждение.

4.5. В рамках сооружений расстояние от пантографа и частей контактной сети, находящейся под напряжением, до заземленных частей сооружений должна быть не менее:

150 мм при номинальном напряжении до 1 кВ;

200 мм - до 4 кВ;

250 мм - до 10 кВ;

350 мм - выше 10 кВ.

4.6. Изолятор анкерного крепления контактного провода, несущих и фиксирующих тросов должен располагаться не ближе 1,5 м от опоры.

4.7. Все рельсовые пути, которые не применяются для движения электровозов, необходимо отделить от электрифицированных путей с устройством изолированных стыков.

4.8. Работы на контактной сети, находящейся под напряжением, необходимо проводить по нарядам-допускам работниками, имеющими на это право, и только по специальным вышек, смонтированных на автодрезин или на специальной платформе, или с передвижных лестниц с изолированными площадками.

Не разрешается проводить любые работы на контактной сети в темное время суток при освещении менее 5 лк, а также во время дождя, тумана, мокрого снега и грозы.

4.9. В каждой группе работников, работающих на контактной сети, должно быть должностное лицо, ответственное за безопасность проведения работ, который имеет не ниже IV группу по электробезопасности.

4.10. Металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, гидроколонки), расположенные на расстоянии менее 5 м от частей контактной сети, находящиеся под напряжением, металлические опоры контактной сети и детали крепления изоляторов контактной сети на железобетонных и каменных искусственных сооружениях и железобетонных опорах , а также приводы секционных разъединителей, нерабочие анкерные звена и грузы компенсаторов, установленные на деревянных опорах, должны быть заземлены.

Заземление необходимо выполнять соединением конструкции заземляется, с тяговыми рельсами. Заземляющие провода и места их присоединения к рельсам и устройств, заземляються, должны иметь свободный доступ для их контроля.

4.11. Приводы секционных разъединителей необходимо удерживать взаперти. Каждому поводу должен быть присвоен номер, четко написанный на его крышке.

4.12. Работы на контактной сети необходимо проводить в присутствии еще одного работника, который должен находиться в непосредственной близости от места работы.

4.13. На всех пересечениях электрифицированных путей с автомобильными дорогами и в пунктах, где проводятся погрузочно-разгрузочные работы, должны быть установлены освещенные или светящиеся, плакаты "Берегись контактного провода", а у переездов с обеих сторон еще и габаритные ворота, высота которых должна быть меньше высоты подвески контактного провода не менее чем на 0,5 м.

Высоту подвески контактного провода над головкой рельсов на пересечении технологических автомобильных дорог с электрифицированными путями необходимо выдерживать с превышением максимально возможной высоты нагруженного автосамосвалов не менее 1,0 м.

Железнодорожные переезды, на которых происходит движение грузовых автомобилей грузоподъемностью 75 т и более, производится по разработанным на предприятии специальными проектами.

4.14. На мостах, путепроводах и пешеходных мостиках, проходящих над электрифицированными путями, необходимо устанавливать сплошные защитные щиты высотой не менее 2 м и шириной не менее 1 м по обе стороны от контактного провода.

 

5. Требования безопасности к электрических машин и аппаратов

5.1. Электрооборудование и электрические машины, размещаемых открыто в карьере, строениях и сооружениях, а также в специальных электротехнических помещениях, должно применяться с техническими характеристиками, соответствующими условиям их применения (климатическим, сейсмическим, механическим воздействиям).

5.2. Неизолированные токоведущие части электрооборудования, голые шины, контакты рубильников и предохранителей, зажимы электрических машин и аппаратуры, которые доступны случайным прикосновениям, должны быть защищены надежными ограждениями.

Электросварочные аппараты переменного тока, установленные на горных машинах (экскаваторах, буровых станках), должны быть оборудованы устройствами снижения напряжения холостого хода.

Применять указанные устройства на сварочных аппаратах постоянного тока напряжением до 110 В не обязательно.

Недействующие участки электросети должны быть отделены от сети и демонтированы.

5.3. Для питания передвижных электроустановок можно применять напряжение не выше 35 кВ.

5.4. Электроустановки напряжением до 35 кВ должны быть выполнены с изолированной нейтралью или заземленной через высокоомные резисторы или трансформаторы стабилизации сети. Это требование не распространяется на электроустановки электрической тяги.

5.5. Присоединять передвижные машины и трансформаторные подстанции к карьерным линий питания необходимо с помощью передвижных пунктов подключения заводского изготовления, пригодных для применения на открытых горных работах.

Горным предприятиям разрешается изготавливать специальные передвижные пункты подключения по технической документации заводов-производителей комплектующих узлов и деталей, на которые имеются сертификаты (паспорта).

Присоединять кабели непосредственно к воздушной ЛЭП без пунктов подключения не разрешается. Во время установки передвижных трансформаторных подстанций у воздушных ЛЭП (без кабельной вставки) применять пункты подключения не обязательно.

Пункты подключения необходимо устанавливать на одном горизонте (уступе) с работающими горными машинами.

В отдельных случаях, в случае сооружения съездов и выполнения работ на перегрузочных пунктах, пункты подключения можно располагать на разных горизонтах (уступах) с работающими экскаваторами при наличии условий для осмотра кабеля.

5.6. Работа экскаваторов, погрузчиков, буровых станков под ЛЭП, находящихся под напряжением, или вблизи них возможна в том случае, если машины принадлежат владельцу линии или закреплены за ним и при условии, что расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части в любом ее положении, в том числе и при наибольшем допускается конструкцией при подъеме или боковом вылете, а также от верхнего контура машины или груза в кузове автосамосвала, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее: 1,5 м при напряжении до 1 кВ, 2,0 м - до 20 кВ и 4,0 м - от 35 до 110 кВ.

5.7. Электровозы должны быть оборудованы блокировками, которые делают невозможным вход в высоковольтную камеру и выход на крышу электровоза при поднятого и невыключенного токоприемника.

5.8. Ремонт и осмотр оборудования, расположенного на крыше электровоза, необходимо проводить в депо или на специально выделенном пути (ветке пути) с обязательным снятием напряжения и заземлением контактной сети.

5.9. Осмотр и ремонт оборудования, вспомогательных машин, тяговых двигателей и аппаратуры на электровозах вне депо необходимо проводить с соблюдением следующих условий:

электровоз должен быть остановлен и заторможен ручным тормозом;

вспомогательные машины и аппаратура выключены;

токоприемники опущены и заземлены;

реверсивная рукоятка и ключ щитка управления сняты;

щитки вспомогательных машин и токоприемников заблокированы;

быстродействующий выключатель выключен.

После полной остановки вспомогательных машин главный разъединитель и разъединитель вспомогательных цепей необходимо отключить разъединительной штангой. На дизель-электровозах дизель необходимо остановить.

Ключ от щитков управления и рукоятку реверсивного механизма перед началом работ необходимо передавать работнику, который выполняет работу.

Машинист электровоза даже при нулевых показаний вольтметров должен удостовериться в том, что токоприемник опущен. Ремонтные работы необходимо проводить в соответствии с утвержденным перечнем работ по распоряжению или в порядке поточной эксплуатации.

 

6. Связь и сигнализация на горном предприятии

6.1. Горное предприятие должно иметь комплекс технических средств, обеспечивающих контроль и управление технологическими процессами и безопасность работ, в том числе телефонная связь (радиосвязь) с коммутатором или автоматической телефонной станцией предприятия, диспетчером. Питание устройств связи и сигнализации, за исключением специальных транспортных устройств, необходимо осуществлять линейным напряжением не выше 220 В от осветительной сети, аккумуляторных батарей или выпрямляющих установок. Для сигнальных устройств, кроме СЦБ, которые питаются напряжением не выше 24 В, допускается прокладка линий голыми проводами.

Подстанции карьеру зависимости от их назначения должны быть обеспечены телефонной или радиотелефонной связью с энергодиспетчером (оперативным персоналом энергоснабжающей организации) или с коммутатором карьеру.

6.2. Все телефонные линии должны быть проложены не менее двухпроводными.

6.3. Установки связи должны быть защищены от помехового и опасного воздействия высокого напряжения контактной сети, грозовых разрядов и блуждающих токов.

6.4. Совместная подвеска линии связи и контактного провода на опорах не допускается.

 

7. Требования к заземлению электрооборудования

7.1. Металлические части электроустановок, не находящихся под напряжением, но могут в случае повреждений изоляции оказаться под ним, должны быть заземлены, в частности:

корпуса электрических экскаваторов, буровых станков, насосов, конвейеров, электросверл и других машин, станины и кожухи электрических машин, трансформаторов, выключателей и другое электрооборудование и аппараты;

приводы электрической аппаратуры;

вторичные обмотки измерительных трансформаторов;

каркасы щитов управления и распределительных щитов;

металлические и железобетонные конструкции, кожухи стационарных и передвижных трансформаторных подстанций, распределительных устройств и пунктов подключения;

металлические корпуса кабельных муфт, металлические оболочки кабелей и проводов, стальные трубы электропроводок;

металлические и железобетонные опоры и конструкции ЛЭП;

корпуса прожекторов и осветительной арматуры;

барьеры, металлические решетчатые и сплошные ограждения частей оборудования, находящихся под напряжением, металлические фермы, балки, площадки и другие металлические части могут оказаться под напряжением.

7.2. Заземлению не подлежат:

арматура подвесных изоляторов и штыри опорных изоляторов, кронштейны и осветительная арматура в случае установки их на деревянных опорах ЛЭП и на деревянных конструкциях открытых подстанций, если этого не требуют условия защиты от атмосферных перенапряжений;

оборудование, установленное на заземленных металлических конструкциях. При этом на опорных поверхностях должны быть предусмотрены зачищенные и незакрашенные места для обеспечения электрического контакта;

корпуса электроизмерительных приборов, реле, установленных на щитах, шкафах, а также стенах камер распределительных устройств;

кабельные конструкции, по которым проложены кабели любого напряжения с металлическими оболочками, заземленными с обеих сторон линии;

рельсовые пути на участках, которые выходят за территорию электростанций, подстанций, распределительных устройств.

7.3. Заземления работающих в карьере стационарных и передвижных электроустановок напряжением до 1000 В и выше должно быть общим, кроме электроустановок электрической тяги и нетяговых электрооборудования, находящегося в зоне возможного возникновения коротких замыканий на его металлические части от контактных проводов.

Заземления нетяговых электрооборудования осуществляется согласно требованиям разработанной на предприятии технологической инструкции.

7.4. Общую сеть заземления стационарных и передвижных машин и механизмов необходимо выполнять путем непрерывного электрического соединения между собой заземляющих проводников (тросов) и заземляющих жил гибких кабелей.

При циклично-поточной технологии заземляющие устройства для электроустановок с изолированной и глухо заземленной нейтралью, находящихся в карьере и за карьером, корпуса оборудования которых могут иметь электрический связь через металлоконструкции, инженерные сети и оболочки кабелей, должны быть выполнены отдельно .

7.5. В состав общего заземляющего устройства карьеру должны быть включены центральный заземлитель, магистрали заземления, заземляющие проводники и местное заземление. Сопротивление общего заземляющего устройства должен превышать 4 Ом.

Допускается работа передвижных комплектных трансформаторных подстанций, передвижных пунктов подключения без местных заземлений при наличии дополнительного заземления (аналогично центральном заземлитель), подключенного к магистрали заземления таким образом, чтобы при выходе из строя любого элемента центрального заземлителя или магистрали заземления сопротивление заземления в любой точке заземляющей сети не превышало 4 Ом.

7.6. На карьерах не реже одного раза в месяц необходимо проводить внешний осмотр всей заземляющей сети, а также измерения сопротивления общего заземляющего устройства.

7.7. Все подключения заземляющих проводников к корпусам машин, электрооборудования и аппаратов, а также к заземлителей необходимо проводить сваркой или надежным болтовым соединением.

7.8. Перед включением заново установленного или перемещенного в другое место электрооборудования обязательно необходимо измерять сопротивление его заземляющих устройств.

7.9. После проведения взрывных работ необходимо проводить осмотр заземляющей сети в зоне взрыва.

 

8. Требования к освещению

8.1. Для сетей освещения в карьере, а также светильников на передвижных машинах, механизмах и агрегатах необходимо применять электрическую систему с изолированной нейтралью и линейным напряжением не выше 220 В.

В случае применения специальных видов освещения допускается напряжение выше 220 В.

Для питания ручных переносных ламп необходимо применять линейное напряжение не выше 36 В переменного тока и 48 В постоянного тока. При применении тепловозной тяги допускается использование для этого постоянного тока напряжением до 75 В.

8.2. Все места проведения работ в карьерах необходимо освещать в соответствии с нормами их освещенности согласно приложению 3.

8.3. Для освещения отвалов и автодорог вне карьеру при питании от отдельных трансформаторных подстанций разрешается пользоваться сетью с заземленной нейтралью на напряжение 380/220 В.

8.4. На стационарных и передвижных опорах контактной сети постоянного тока напряжением до 1650 В включительно можно выполнять подвеску проводов электрического освещения и светильников выше контактного провода на противоположной от него стороне опоры. Изоляторы осветительной сети должны быть на напряжение 1650 В.

8.5. Расстояние от контактного провода до проводов освещения по вертикали должно быть не менее 1,5 м. Расстояние от контактного провода до опоры при боковой подвеске должна быть не менее 1 м.

8.6. Замену ламп и светильников, расположенных на деревянных опорах ниже осветительных проводов, необходимо проводить при снятой с контактного провода напряжении. Ремонт осветительной сети (замена крюков, штырей и изоляторов, перетяжку проводов) необходимо проводить при снятом напряжении как с контактной, так и с осветительной сети.

8.7. Работники, которых направляют на работу в темноте и в ночное время, должны иметь индивидуальные переносные светильники.

 

9. Надзор и контроль за электрооборудованием

9.1. Осмотр, техническое обслуживание и ремонт электротехнического оборудования выполняются по письменному нарядом на выполнение работ.

9.2. Обзор комплектных трансформаторных подстанций без отключения от сети напряжением выше 1000 В и пунктов подключения необходимо выполнять:

ежесменно - операторами подключенных механизмов и машин или специально уполномоченными работниками, а также после каждого перемещения и проведения взрывных работ. При питании от трансформаторной подстанции нескольких потребителей осмотр осуществляется работниками, назначенными должностным лицом, ответственным за эксплуатацию электрооборудования, в подчинении которого находится это трансформаторная подстанция;

ежемесячно - персоналом под руководством должностного лица, ответственного за энергоснабжение участка;

комплектных трансформаторных подстанций (выборочно) - не менее одного раза в полгода, а пунктов подключения (выборочно) - ежемесячно должностным лицом, на которое возложены указанные обязанности.

9.3. Обзор состояния передвижных линий электропередач необходимо выполнять:

ежесменно и после проведения взрывных работ - работниками, осуществляющими руководство горными работами на участке в течение смены;

каждую неделю - должностными лицами, ответственными за энергоснабжение, и руководителями горных работ на участке в границах этих участков;

ежемесячно (выборочно) - должностным лицом, на которое возложены указанные обязанности, или его заместителем;

вне - по распоряжению должностного лица, на которое возложены указанные обязанности, а также при голольоду, сильного ветра (более 15 м / с), в случае отключения линий от действия защиты, после проведения взрывных работ и после грозы.

9.4. Обзор кабелей питания передвижных электрооборудования и машин необходимо выполнять:

операторами подключенных механизмов и машин потребителей с записью результатов осмотра в оперативный журнал - ежесменно, а также после каждого перемещения электрооборудования и машин и после проведения взрывных работ;

электротехническим персоналом под руководством должностного лица, ответственного за электроснабжение участка, с записью результатов осмотра в оперативный журнал персонала, осуществляющего энергообеспечение горного предприятия, - ежемесячно.

9.5. Проверку аппаратуры защиты от утечек тока на соответствие паспортным данным и общего времени отключения от сети необходимо выполнять один раз в полгода на месте установки.

9.6. Обзор и контроль сети защитного заземления осуществляется:

операторами подключенного электрооборудования и машин - ежесменно, а также после проведения взрывных работ и перемещения электрооборудования и машин. При этом проверяется надежность контактов заземления корпусов и отсутствие повреждения заземляющего провода;

персоналом участка, который обслуживает электротехническое оборудование, - ежемесячно. При этом проводится осмотр всей сети заземления и измеряется величина сопротивления заземления.

 

 

Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua