Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 0.00-1.01-07 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила по ГПМ) Украины > 4. Требования безопасности к устройству ГПМ > 4.9. Электрооборудование ГПМ >
НПАОП 0.00-1.01-07 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила по ГПМ) Украины

Автор: Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору.
Год издания: 2007
Издат.: "Форт" Харьков
Страниц: 256
Язык: Русский

Эти Правила устанавливают требования к устройству, изготовлению, установке, монтажу, демонтажу, наладке, эксплуатации, ремонту, реконструкции и модернизации грузоподъемных кранов и машин, их составных частей, а также грузозахватных органов, приспособлений, 
тары и люлек.
Обязательны для субъектов хозяйствования, инженерно-технических работников и персонала всех министерств и ведомств.

 

   НПАОП 0.00-1.01-07 Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів

Прикрепленные файлы (скачать)
Содержание

1. Общие положения
2. Определение терминов
3. Опасность, связанная с эксплуатацией ГПМ
4. Требования безопасности к устройству ГПМ
4.1. Общие требования
4.2. Механизмы ГПМ
4.3. Тормоза ГПМ
4.4. Ходовые колеса ГПМ
4.5. Грузозахватные органы ГПМ
4.6. Канаты ГПМ
4.7. Барабаны и блоки ГПМ
4.8. Цепи ГПМ
4.9. Электрооборудование ГПМ
4.10. Гидропривод ГПМ
4.11. Приборы и устройства безопасности ГПМ
4.12. Аппараты управления ГПМ
4.13. Кабины управления ГПМ
4.14. Противовес и балласт ГПМ
4.15. Ограждения ГПМ
4.16. Галереи, площадки и средства доступа ГПМ
4.17. Установка ГПМ
4.18. Съемные грузозахватные приспособления ГПМ
4.19. Крановый путь ГПМ
4.20. Требования к кранам кабельного типа ГПМ
4.21. Требования к кранам-штабелеукладчикам ГПМ
4.22. Крановые подъемники, лебедки, люльки ГПМ
4.23. Требования к кранам-манипуляторам ГПМ
5. Изготовление, реконструкция, ремонт ГПМ
5.1. Изготовление ГПМ
5.2. Реконструкция, модернизация и ремонт ГПМ
5.3. Монтаж, демонтаж и наладка ГПМ
5.4. Материалы ГПМ
5.5. Сварка ГПМ
5.6. Контроль качества сварных соединений ГПМ
6. Требования к ГПМ, приобретенным за рубежом
7. Требования к эксплуатации ГПМ
7.1. Регистрация ГПМ
7.2. Пуск в работу ГПМ
7.3. Технический осмотр ГПМ
7.4. Ведомственный надзор и обслуживание ГПМ
7.5. Выполнение работ ГПМ
8. Расследование аварий и несчастных случаев ГПМ
9. Ответственность за нарушение правил ГПМ

4.9. Электрооборудование

4.9.1. Электрооборудование грузоподъемных кранов и машин, его монтаж, токопроводы, освещение, заземление и другие меры безопасности должны отвечать требованиям этих Правил, «Правил устройства электроустановок (6-е издание, переработанное и дополненное). Энергоатомиздат, 1987 г.» (с изменениями) (далее - ПУЭ), ПУЭЭПУ, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства топлива и энергетики Украины от 25.07.2006 № 258, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 25.10.2006 под № 1143/13017 (далее - ПТЭ), и действующих НД.

4.9.2. Требования пункта 4.9 этих Правил распространяются также на стреловые самоходные краны с электроприводом и напряжением электрических цепей свыше 42 В.

4.9.3. Электрооборудование грузоподъемных кранов и машин должно иметь группу условий эксплуатации МЗ и М4 согласно требованиям НД.

4.9.4. Расположенному на грузоподъемном кране или машине электрооборудованию нужно обеспечить степень защиты не ниже приведенной в табл. 6.

4.9.5. Электроснабжение грузоподъемного крана или машины от внешней электрической сети может осуществляться через вводное устройство (рубильник, автоматический выключатель и т.п.) с ручным или дистанционным приводом.

4.9.6. Вводное устройство грузоподъемного крана или машины, находящееся вне кабины или в открытой кабине управления, должно запираться на замок в отключенном состоянии и иметь указатель «ВЫКЛЮЧЕНО», «ВКЛЮЧЕНО».

С целью избежания несанкционированного управления грузоподъемными кранами или машинами их защитная панель должна быть оборудована индивидуальным контактным замком с ключом (ключом-маркой), что исключает подачу напряжения на грузоподъемный кран. В случае установки защитной панели вне кабины ключ-марка может дублироваться на панели управления в кабине. В талях и грузоподъемных кранах, управляемых с пола, ключом-маркой оборудуется аппарат управления, а управляемых со стационарного поста - дистанционный пульт (панель). Защитная панель должна быть опломбирована.

 

Таблица 6 Степень защиты и категория размещения электрооборудования

 

Место установки

Категория размещения грузоподъемного крана или машины

У1

У2*

У3**

ХЛ1

ХЛ2*

Т1

Т2

У2, металлургия

ОМ1

У3, пожароопасная зона

Кабина управления

_У3_

IP31

_У3_

IP31

_У3_

IP31

_ХЛ3_

IP31

_У3_

IP31

Т2, Т3

IP31

Т2, Т3

IP31

У2, У3

IP41

ОМ1

ОМ2

IP44

IP55

_У3_

IP31

Электропомещение

_У3_

IP00

_У3_

IP00

_У3_

IP00

_ХЛ3_

IP00

_У3_

IP00

_Т3_

IP00

_Т3_

IP00

_У3_

IP00

ОМ3

IP00

_У3_

IP00

Внутри шкафа на открытых частях

_У3_

IP00

_У3_

IP00

_-_

IP00

_ХЛ3_

IP00

_У3_

IP00

_Т3_

IP00

_Т3_

IP00

_У3_

IP00

ОМ3

IP00

_У3_

IP00

Под навесом на открытых частях

_У2_

IP44

_-_

-

_-_

-

_У2_

IP44

_-_

-

_Т2_

IP44

_-_

-

_-_

-

_-_

-

_-_

-

Двигатели, аппараты на открытых частях

_У1_

IP44

_У2_

IP31

_У3_

IP00

ХЛ1

IP44

ХЛ2

IP31

_Т1_

IP44

_Т2_

IP31

_У1_

IP43

ОМ1

IP56

_У3_

IP44

* Навес, неотапливаемые склады

** Производственные помещения, отапливаемые склады с температурой окружающей среды не ниже -10С.

Примечание. В числителе указана категория размещения электрооборудования, в знаменателе – степень защиты согласно требованиям НД

 

4.9.7. Портальные, козловые краны, а также причальные и мостовые перегружатели (далее - перегружатели), электроснабжение которых осуществляется с помощью гибкого кабеля, оборудуются кабельным барабаном для автоматического наматывания (сматывания) кабеля. Разрешается не оборудовать кабельным барабаном грузоподъемные краны, путь передвижения которых не превышает 50 м.

4.9.8. Система управления электродвигателями грузоподъемного крана или машины должны исключать:

- самозапуск электродвигателей после возобновления электроснабжения грузоподъемного крана или машины;

- пуск электродвигателей не по заданной схеме ускорения;

- пуск электродвигателей контактами устройств безопасности.

4.9.9. Кабина и электропомещение должны быть оснащены электрическим освещением, а также отоплением, кондиционером, вентилятором и т.п. в соответствии с требованиями НД (при необходимости).

Питание электрических цепей освещения и сигнального устройства должно осуществляться до вводного устройства и иметь самостоятельные выключатели.

К вводному устройству при наличии самостоятельных выключателей могут быть также подключены крановый подъемник, система громкоговорящей или телефонной связи, кондиционер, заградительные огни, воздухоочистительные фильтры, холодильник, пылесос, отопительные приборы для обогрева электрооборудования.

4.9.10. Светильники (прожекторы), установленные на грузоподъемных кранах и машинах для освещения рабочей зоны, должны включаться самостоятельными выключателями, установленными в кабине и на портале (эстакаде, опоре и т.п.).

4.9.11. Разрешается не оборудовать ремонтным освещением однобалочные краны.

4.9.12. Использование металлоконструкций крана как токопровода для питания цепей напряжением свыше 25 В не разрешается.

4.9.13. Грузозахватный орган и другие элементы грузоподъемных кранов (например, штыревого), которые находятся по условиям технологического процесса под напряжением, не заземляются. В этом случае они должны быть изолированы от заземленных частей грузоподъемного крана не менее чем тремя ступенями изоляции. Сопротивление каждой ступени изоляции должно быть не менее 10 МОм. Изоляция электрооборудования и электропроводки должна быть рассчитана на случай приложения к ним напряжения от груза при повреждении или перекрытии ступеней защитной изоляции.

Проверка величины сопротивления ступеней изоляции и проверка изоляции электрооборудования и электропроводки выполняются во время проведения полного технического освидетельствования лабораторией, которая получила в установленном порядке разрешение на выполнение этих работ.

4.9.14. Мостовые электрические краны в корпусах электролиза в производстве алюминия должны иметь изоляцию, которая исключает соединение электролизеров, находящихся под напряжением, с "землей" через крюк (грузозахватное приспособление) или канат крана. Количество последовательных ступеней изоляции крюка или грузозахватного приспособления от "земли" должно быть не менее трех. Величина сопротивления изоляции каждой ступени должна быть не менее 1,5 МОм.

Проверка величины сопротивления изоляции грузозахватного приспособления мостового электрического крана и захвата механизма перестановки обожженных анодов (штырей) от металлоконструкций должна проводиться каждую зиму. Проверка сопротивления двух других ступеней изоляции мостового крана должна проводиться не реже одного раза в 15 дней.

4.9.15. Крюк крана или другого подъемного устройства, которое применяется в производстве кристаллического кремния и электротермического кремния во время наращивания электродов без отключения печи, должен иметь не менее двух последовательных ступеней изоляции от "земли". Величина сопротивления изоляции каждой ступени должна быть не менее 1,5 МОм. Проверка сопротивления изоляции должна проводиться каждую смену.

4.9.16. Результаты измерений сопротивления изоляции по пунктам 4.9.14, 4.9.15 этих Правил должны заноситься в вахтенный журнал.

 

Любовь . 2016-02-09 13:32:33
Какое напряжение должно быть на звуковом сигнале крана?

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +1 ↓
Саша Ф. 2016-02-13 21:14:16
Ни где не оговорено. Обычно ставят звонки громкого боя МЗ-1 и МЗМ-1 на напряжение 220В переменного или постоянного тока. Но бывают на напряжение 12, 24, 36, 110, 127, 380В.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ -1 ↓
иван 2012-04-19 18:29:03
на какие из указанных ниже гмп распростроняется пу и бэ гк

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ -1 ↓
Александр 2011-06-09 20:10:19
Возможна ли замена импортных контакторов на отечественные, если да, то какие необходимы разрешения, согласования?

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +4 ↓
Игорь 2011-06-09 20:33:12
Сообщение от Александр
Возможна ли замена импортных контакторов на отечественные, если да, то какие необходимы разрешения, согласования?

В паспорте крана, если мне не изменяет память, даже не указан тип контактора. Если параметры коммутации (ток и напряжение) совпадают или по крайне мере не ниже, то по идее можно. Нельзя изменять электрическую схему.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +11 ↓

Страницы: [1]
Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua
?>