Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 0.00-1.01-07 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила по ГПМ) Украины > 4. Требования безопасности к устройству ГПМ > 4.20. Требования к кранам кабельного типа ГПМ >
НПАОП 0.00-1.01-07 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила по ГПМ) Украины

Автор: Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору.
Год издания: 2007
Издат.: "Форт" Харьков
Страниц: 256
Язык: Русский

Эти Правила устанавливают требования к устройству, изготовлению, установке, монтажу, демонтажу, наладке, эксплуатации, ремонту, реконструкции и модернизации грузоподъемных кранов и машин, их составных частей, а также грузозахватных органов, приспособлений, 
тары и люлек.
Обязательны для субъектов хозяйствования, инженерно-технических работников и персонала всех министерств и ведомств.

 

   НПАОП 0.00-1.01-07 Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів

Прикрепленные файлы (скачать)
Содержание

1. Общие положения
2. Определение терминов
3. Опасность, связанная с эксплуатацией ГПМ
4. Требования безопасности к устройству ГПМ
4.1. Общие требования
4.2. Механизмы ГПМ
4.3. Тормоза ГПМ
4.4. Ходовые колеса ГПМ
4.5. Грузозахватные органы ГПМ
4.6. Канаты ГПМ
4.7. Барабаны и блоки ГПМ
4.8. Цепи ГПМ
4.9. Электрооборудование ГПМ
4.10. Гидропривод ГПМ
4.11. Приборы и устройства безопасности ГПМ
4.12. Аппараты управления ГПМ
4.13. Кабины управления ГПМ
4.14. Противовес и балласт ГПМ
4.15. Ограждения ГПМ
4.16. Галереи, площадки и средства доступа ГПМ
4.17. Установка ГПМ
4.18. Съемные грузозахватные приспособления ГПМ
4.19. Крановый путь ГПМ
4.20. Требования к кранам кабельного типа ГПМ
4.21. Требования к кранам-штабелеукладчикам ГПМ
4.22. Крановые подъемники, лебедки, люльки ГПМ
4.23. Требования к кранам-манипуляторам ГПМ
5. Изготовление, реконструкция, ремонт ГПМ
5.1. Изготовление ГПМ
5.2. Реконструкция, модернизация и ремонт ГПМ
5.3. Монтаж, демонтаж и наладка ГПМ
5.4. Материалы ГПМ
5.5. Сварка ГПМ
5.6. Контроль качества сварных соединений ГПМ
6. Требования к ГПМ, приобретенным за рубежом
7. Требования к эксплуатации ГПМ
7.1. Регистрация ГПМ
7.2. Пуск в работу ГПМ
7.3. Технический осмотр ГПМ
7.4. Ведомственный надзор и обслуживание ГПМ
7.5. Выполнение работ ГПМ
8. Расследование аварий и несчастных случаев ГПМ
9. Ответственность за нарушение правил ГПМ

4.20. Дополнительные требования безопасности к кранам кабельного типа

4.20.1. К кранам кабельного типа применяются требования, изложенные в настоящих Правилах, с учетом требований, изложенных в пункте 4.20 настоящих Правил.

4.20.2. Коэффициент устойчивости передвижных некачающихся опор кранов кабельного типа в любом направлении с учетом всех основных и дополнительных нагрузок (сил инерции, ветровой нагрузки, массы снега, усилий от забегания одной из опор) при наиболее неблагоприятной их комбинации должен быть не менее 1,3.

Коэффициент устойчивости качающихся опор в плоскости, перпендикулярной несущим канатам, должен быть не менее 1,3, а в других плоскостях - не меньше величин, указанных в НД.

4.20.3. Кран должен быть оборудован устройством, автоматически останавливающим механизмы передвижения опор в случае забегания одной из них относительно другой на величину, большую установленной проектом.

4.20.4. Кран должен быть оснащен ограничителем грузоподъемности, срабатывающим при превышении паспортной грузоподъемности более чем на 15% . После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть возможно только опускание груза.

4.20.5. Передвижной кран при работе на одном месте более одной смены должен быть закреплен ручными захватами или устройствами с машинным приводом. Краны, при работе которых необходимо частое их передвижение, могут во время работы на захваты не устанавливаться, но они должны быть закреплены захватами в случае прекращения работы.

4.20.6. В кабине должны быть установлены указатели положения грузозахватного органа по высоте и вдоль пролета, а также указатель открытого и закрытого положения грейфера.

Эти указатели должны допускать возможность регулировки шкалы для снятия накапливающихся погрешностей.

4.20.7. Механизм подъема, а также механизмы замыкания грейфера грейферных кранов должны быть оснащены устройствами (концевыми выключателями), автоматически останавливающими их:

- при подъеме, когда расстояние между буферами грузозахватного органа и грузовой тележки достигает 1 м;

- при опускании, когда на барабане остаются навитыми не менее трех витков каната.

4.20.8. Механизм передвижения грузовой тележки должен быть оборудован устройством (концевым выключателем), автоматически останавливающим его на расстоянии не менее 5 м от площадки опоры или полиспастной тележки. Допускается дальнейшее передвижение грузовой тележки к площадкам опор или к полиспастной тележке на ревизионной (пониженной) скорости.

4.20.9. Грузовая тележка должна быть устроена так, чтобы исключалось ее падение в случае поломки или схода ходовых колес с несущего каната (канатов).

4.20.10. Грузовая тележка снизу и грузозахватный орган (крюковая подвеска, грейфер) сверху должны иметь деревянные или другие упругие буферы, не позволяющие грузозахватному органу упереться в оборудование тележки.

4.20.11. Механизм передвижения грузовой тележки должен обеспечивать ревизионную (пониженную) скорость не более 0,5м/с для осмотра и смазки канатов.

4.20.12. Тормоз механизма передвижения грузовой тележки должен обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения не менее 1,25.

4.20.13. Для грузовой тележки с канатоведущим шкивом механизма передвижения диаметр шкива должен быть не менее 60 диаметров канатов. Коэффициент сцепления каната с канатоведущим шкивом при расчете на статическую нагрузку должен быть не менее 1,5, ас учетом динамических нагрузок - не менее 1,25.

4.20.14. Проезд на грузовой тележке крана разрешается только ремонтному персоналу. Такая работа должна выполняться по наряду-допуску.

4.20.15. Машинное помещение кранов должно отвечать следующим требованиям:

- высота помещения устанавливается с учетом размещения над основным оборудованием крана необходимых подъемных средств (кранов, талей и т.д.);

- расстояние от стен помещения до лебедок и между лебедками должно быть не менее 800 мм; для мостовых кабельных кранов допускается уменьшение расстояния между стеной помещения и лебедкой до 200 мм при условии обеспечения безопасного подхода к частям лебедки, требующим обслуживания;

- размеры дверей помещения должны позволять перемещение наиболее крупных неразъемных элементов оборудования; высота дверей должна быть не менее 1800 мм.

4.20.16. Машинное помещение, кабина, головки башен крана должны быть снабжены телефонной связью, позволяющей вести одновременно разговор между всеми пунктами.

4.20.17. В машинном помещении крана, в кабине и на опорах должны быть вывешены таблички с указанием грузоподъемности крана, регистрационного номера и даты следующего технического освидетельствования.

4.20.18. Для осмотра несущих канатов и поддержек в пролете крана грузовые тележки оснащаются площадками.

Площадки должны быть шириной не менее 750 мм с перилами высотой не менее 1100 мм с промежуточной перекладиной на расстоянии 500 мм от поручня и сплошным бордюром внизу на высоту не менее 100 мм, закрепленным на расстоянии не более 10 мм от пешеходного уровня. Места входа на площадку должны иметь жесткие ограждения с замком, не допускающим самопроизвольного его открывания.

4.20.19. На опорах крана должна быть площадка для подтягивания несущих канатов, обслуживания оборудования и входа на грузовую тележку. Ширина площадок должна быть не менее 1000 мм, а их перила соответствовать требованиям настоящих Правил.

4.20.20. Краны с качающимися опорами должны оборудоваться специальными площадками и монтажными блоками для посадки противовеса качающейся башни. Площадки должны быть рассчитаны на нагрузку от массы опоры при снятии несущих канатов.

4.20.21. Тип канатов кранов кабельного типа выбирается в соответствии с требованиями НД.

4.20.22. Несущие канаты должны применяться закрытой конструкции и быть выполненными из одного куска.

На кранах, предназначенных для монтажных работ, в качестве несущих канатов допускается применение канатов одинарной свивки (спиральных) или канатов двойной свивки с металлическим сердечником.

В том случае, когда грузовая тележка движется в ограниченной зоне пролета, допускается вне указанной зоны сращивать несущий канат соединительной муфтой, но не более чем в одном месте.

Для подвески электрокабелей и обратных ветвей рабочих канатов должны применяться преимущественно оцинкованные канаты с металлической сердечником.

4.20.23. Для подъемных канатов и тяговых канатов передвижения тележки и поддержек, канатов передвижения опор должны применяться канаты двойной свивки с органическим сердечником. Для подъемных канатов и канатов передвижения опор допускается применение канатов с металлическим сердечником.

Для подъемных канатов следует применять канаты крестовой свивки. Допускается применение канатов односторонней свивки, если раскручивание канатов или завивка ветвей полиспаста исключены.

Для тяговых канатов передвижения грузовой тележки, поддержек и опор следует преимущественно применять канаты односторонней свивки.

4.20.24. Устройство для крепления несущего каната на опорах должно быть шарнирным и позволяющим регулировать натяжение каната. При применении нескольких несущих канатов обеспечивается равномерное натяжение канатов.

4.20.25. Несущий канат должен крепиться в муфте клиньями или заливкой металлическим сплавом.

На кранах с переменным пролетом допускается крепление несущего каната зажимами, в этом случае крепление должно быть рассчитано на усилие, равное разрывному усилию каната в целом.

4.20.26. Диаметр барабанов и направляющих блоков для грузовых, тяговых и грейферных (поддерживающих и замыкающих) канатов определяется по формуле:

 

D>=Н∙d,

 

где D - диаметр барабана или блока по средней линии навитого каната, мм;

d - диаметр каната, мм;

h - коэффициент выбора диаметра барабана или блока.

 

Минимальные значения коэффициента использования каната Zp и коэффициента выбора диаметра h принимаются по таблице 8.

 

Таблица 8 Минимальные значения коэффициента использования каната Zp и коэффициента выбора диаметра h

 

Назначение каната

h

Zp

Несущий

-

3,0

Подъемный: крюковой монтажный

 

 

крюковой перегрузочный

 

 

грейферный перегрузочный *

 

 

30

40

50

30

40

50

30

40

50

5,0

4,5

4,0

5,5

5,0

4,5

6,0

5,5

5,0

Тяговый: передвижения грузовой тележки, опоры крана и поддержек

30

4,0

Для удержания крана (опоры) от угона под действием ветра в нерабочем состоянии

30

2,5

Для полиспастов заякоривания несущих канатов

30

6,0

Для подвески кулачковых поддержек, оттяжек мачт и опор, подвески электрических кабелей

-

3,0

Монтажный: ручной привод

машинный привод

12

20

4,0

4,0

* Принимается, что масса грейфера с материалом равномерно распределена на все канаты.

 

 

4.20.27. Подъемные, тяговые канаты, канаты поддержек и канаты для подвески электрических кабелей должны быть целыми (без сращенных участков). В отдельных случаях по проекту и технологии, разработанным в соответствии с требованиями НД, допускается сращивание канатов. Длина сращиваемых участков должна составлять не менее 1000 диаметров каната.

4.20.28. Нормы браковки стальных канатов должны быть приведены в руководстве по эксплуатации крана.

Несущие канаты подлежат замене, когда оборваны рядом две смежные проволоки наружного слоя.

При прекращении работы крана с качающейся опорой из-за износа несущих канатов последняя должна быть установлена на монтажный фундамент.

4.20.29. Статические испытания крана проводятся нагрузкой, превышающей на 25% его паспортную грузоподъемность. Грузовая тележка устанавливается в середине пролета, груз поднимается на высоту от 100 мм до 200 мм и выдерживается в таком положении в течение 30 минут. После этого проводится проверка состояния анкеровки несущих канатов в муфтах и общего состояния крана.

4.20.30. Динамические испытания крана проводятся нагрузкой, превышающей на 10% его паспортную грузоподъемность. При динамических испытаниях крана 5-8 раз выполняют:

- подъем и опускание груза с остановками на разных высотах;

- передвижение грузовой тележки с грузом с остановками в разных точках пролета;

- передвижение крана в разных направлениях на разное расстояние (кроме стационарных кранов);

- подъем или опускание груза с одновременным перемещением грузовой тележки.

4.20.31. Для регистрации крана в территориальных органах специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по промышленной безопасности и охране труда к его паспорту, кроме документов, указанных в пункте 7.1.3 настоящих Правил, прилагаются:

- акты приемки металлоконструкций (у изготовителя и на монтажной площадке);

- акт испытания металлоконструкций, если такое испытание предусмотрено проектом;

- проект кранового пути;

- акт приемки фундаментов и крановых путей с инструментально проверенными отметками и привязками;

- акт на анкеровку канатов в муфтах (в случае крепления канатов в муфтах);

- акт измерения провеса несущих канатов;

- акт измерения натяжения в оттяжках опор;

- акт проверки канатов с помощью дефектоскопа;

- акт проверки положения качающейся опоры.

4.20.32. Провес несущего каната измеряется от воздействия груза массой, равной паспортной грузоподъемности крана и массы грузовой тележки при ее расположении в середине пролета. Фактическая величина провеса не должна отличаться от проектной на величину, превышающую установленный допуск. Проверка соответствия положения качающейся опоры проектному производится при расположении пустой тележки у некачающейся опоры.

При проверке крановых путей измеряют угол наклона (для наклонных рельсовых крановых путей), горизонтальность и прямолинейность путей, расстояние между путями одной опоры, расстояние между путями противоположных опор (только для передвижных параллельных кранов).

Проверка состояния рельсовых крановых путей (только для передвижных кранов), анкеровка канатов в муфтах и измерение натяжения в оттяжках опор, а также проверка соответствия проекту положения качающейся опоры (только для кранов с качающейся опорой) и провеса несущих канатов в процессе эксплуатации производятся при каждом техническом осмотре крана.

Указанные проверки проводятся монтажной организацией.

Евгений 2012-12-18 04:01:27
какой допускается ремонт гибкого кабеля питающего ГПМ

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +6 ↓

Страницы: [1]
Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua
?>