Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 0.00-1.01-07 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила по ГПМ) Украины > 7. Требования к эксплуатации ГПМ > 7.3. Технический осмотр ГПМ >
НПАОП 0.00-1.01-07 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила по ГПМ) Украины

Автор: Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору.
Год издания: 2007
Издат.: "Форт" Харьков
Страниц: 256
Язык: Русский

Эти Правила устанавливают требования к устройству, изготовлению, установке, монтажу, демонтажу, наладке, эксплуатации, ремонту, реконструкции и модернизации грузоподъемных кранов и машин, их составных частей, а также грузозахватных органов, приспособлений, 
тары и люлек.
Обязательны для субъектов хозяйствования, инженерно-технических работников и персонала всех министерств и ведомств.

 

   НПАОП 0.00-1.01-07 Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів

Прикрепленные файлы (скачать)
Содержание

1. Общие положения
2. Определение терминов
3. Опасность, связанная с эксплуатацией ГПМ
4. Требования безопасности к устройству ГПМ
4.1. Общие требования
4.2. Механизмы ГПМ
4.3. Тормоза ГПМ
4.4. Ходовые колеса ГПМ
4.5. Грузозахватные органы ГПМ
4.6. Канаты ГПМ
4.7. Барабаны и блоки ГПМ
4.8. Цепи ГПМ
4.9. Электрооборудование ГПМ
4.10. Гидропривод ГПМ
4.11. Приборы и устройства безопасности ГПМ
4.12. Аппараты управления ГПМ
4.13. Кабины управления ГПМ
4.14. Противовес и балласт ГПМ
4.15. Ограждения ГПМ
4.16. Галереи, площадки и средства доступа ГПМ
4.17. Установка ГПМ
4.18. Съемные грузозахватные приспособления ГПМ
4.19. Крановый путь ГПМ
4.20. Требования к кранам кабельного типа ГПМ
4.21. Требования к кранам-штабелеукладчикам ГПМ
4.22. Крановые подъемники, лебедки, люльки ГПМ
4.23. Требования к кранам-манипуляторам ГПМ
5. Изготовление, реконструкция, ремонт ГПМ
5.1. Изготовление ГПМ
5.2. Реконструкция, модернизация и ремонт ГПМ
5.3. Монтаж, демонтаж и наладка ГПМ
5.4. Материалы ГПМ
5.5. Сварка ГПМ
5.6. Контроль качества сварных соединений ГПМ
6. Требования к ГПМ, приобретенным за рубежом
7. Требования к эксплуатации ГПМ
7.1. Регистрация ГПМ
7.2. Пуск в работу ГПМ
7.3. Технический осмотр ГПМ
7.4. Ведомственный надзор и обслуживание ГПМ
7.5. Выполнение работ ГПМ
8. Расследование аварий и несчастных случаев ГПМ
9. Ответственность за нарушение правил ГПМ

7.3. Технический осмотр

7.3.1. Грузоподъемные краны и машины подлежат первичному, периодическому и внеочередному техни-ческим осмотрам в порядке, установленном НПАОП 0.00-8.18-04.

7.3.2. Первичному техническому осмотру подлежат вновь изготовленные грузоподъемные краны и машины перед вводом их в эксплуатацию с учетом требований пунктов 7.2.3 и 7.2.4 настоящих Правил.

7.3.3. Периодическому техническому осмотру подлежат грузоподъемные краны и машины, находя-щиеся в эксплуатации на протяжении установленного срока службы:

- полному - не реже одного раза в три года, за исключением случаев, указанных в пунктах 4.22.16, 7.3.4 и 7.3.5 настоящих Правил;

- частичному - не реже одного раза в 12 месяцев.

7.3.4. Грузоподъемные краны, обслуживающие машинные залы электрических и насосных станций, компрессорные установки и т.д., и используемые только во время ремонта оборудования, подвергаются полному техническому осмотру не реже одного раза в пять лет по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по промышленной безопасности и охране труда.

7.3.5. Внеочередной полный технический осмотр грузоподъемных кранов и машин необходимо про-водить в случае:

- ввода их в эксплуатацию после ремонта, реконструкции или модернизаций;

- перерыва в эксплуатации больше 12 месяцев;

- демонтажа и установки на новом месте;

- окончания предельного срока эксплуатации (с применением видов работ, которые не использовались во время экспертного обследования);

- эксплуатационного или деградационного отказа, выявления износа (механического или коррозионно-го), остаточной деформации, трещин, других повреждений составных частей, деталей или их элементов, превы-шающих допустимые значения;

- аварии или повреждения, вызванных чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характе-ра;

- после установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

- после замены несущих или вантовых канатов кабельных кранов;

- получения предписания должностного лица специально уполномоченного центрального органа испол-нительной власти по промышленной безопасности и охране труда или работника, осуществляющего ведомствен-ный надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и машин, в случае выявления дефектов, повреждений и нарушений настоящих Правил, влияющих на их безопасную эксплуатацию.

7.3.6. Технический осмотр должен проводиться в соответствии с требованиями организационно-технических документов, разработанных с учетом требований руководства по эксплуатации грузоподъемного крана или машины и НПАОП 0.00-8.18-04. При отсутствии в руководстве таких требований организационно-методические документы разрабатываются с учетом требований настоящих Правил.

Технический осмотр должен проводиться с участием работника, который осуществляет ведомственный надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и машин, а также работника, ответ-ственного за содержание их в исправном состоянии.

7.3.7. Технический осмотр грузоподъемного крана или машины имеет целью установить, что:

- их установка отвечает требованиям настоящих Правил и представленной на регистрацию документа-ции;

- они находятся в исправном состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию.

7.3.8. Полный технический осмотр должен включать:

- изучение эксплуатационных (паспорт, руководство по эксплуатации, вахтенный журнал и т.д.), конст-рукторских (проектных) и ремонтных документов, а также информации, накопленной регистратором рабочих па-раметров в случае наличия регистратора на кране;

- анализ условий и режимов эксплуатации;

- осмотр и проверку работы грузоподъемного крана или машины;

- статические испытания;

- динамические испытания;

- оценку технического состояния;

- определение условий эксплуатации и срока очередного периодического технического освидетельство-вания.

Во время частичного технического осмотра статические и динамические испытания не проводятся.

7.3.9. Внеочередной технический осмотр в случае окончания предельного срока эксплуатации проводится в определенном уполномоченной организацией объеме с учетом выполненных работ во время проведения экс-пертного обследования грузоподъемного крана или машины. После проведения технического осмотра уполномо-ченная  организация разрабатывает регламент технических осмотров на продлеваемый срок безопасной эксплуа-тации, который хранится вместе с паспортом грузоподъемного крана или машины.

7.3.10. Во время технического осмотра должны быть осмотрены и проверены в работе все механизмы и их тормоза, приборы и устройства безопасности, гидроустройства и электрооборудование, сигнализация, а также проверяются регламентируемые настоящими Правилами размеры.

Кроме того, проверяются:

- состояние металлоконструкций грузоподъемного крана или машины и их сварных (клепаных) соеди-нений (отсутствие трещин, деформаций, уменьшение толщины стенок вследствие коррозии, ослабление клепаных соединений и других дефектов), а также кабины, средств доступа, площадок, ограждений и т.д.;

- состояние крюка, деталей его подвески (допустимый износ и размеры в соответствии с приложением 11 настоящих Правил, отсутствие трещин в зеве, нарезной части и других местах). В грузоподъемных   кранах,   транспортирующих   расплавленный металл и жидкий шлак, в механизмах подъема и кантования ковша провер-ка кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна проводиться с применением неразрушающего метода контроля. Неразрушающим методом контроля про-веряется отсутствие трещин в нарезной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой или траверсой. Такая про-верка проводится не реже одного раза в 12 месяцев. Необходимость и периодичность проверки других деталей подвески устанавливается субъектом хозяйственной деятельности. Заключение о результатах контроля должно храниться вместе с паспортом грузоподъемного крана;

- состояние канатов и их крепления. Браковка стальных канатов проводится в соответствии с требова-ниями приложения 10 настоящих Правил;

- состояние заземления электрического грузоподъемного крана или машины (у стреловых самоходных кранов - при наличии), рельсового пути, состояние изоляции электропроводки и значения их сопротивления в со-ответствии с требованиями ПТЭ и ПБЭЭП;

- соответствие массы противовеса и балласта в кранах стрелового типа данным, указанным в паспорте;

- состояние кранового пути и соответствие его требованиям настоящих Правил с проведением измере-ния отклонений элементов кранового пути от проектного положения в плане и по высоте согласно приложению 2 настоящих Правил;

- соответствие тупиковых упоров конструкции ходовой тележки крана;

- состояние и работоспособность противоугонных устройств;

- фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором после срабатывания концевого выклю-чателя и остановки механизма подъема;

- состояние ходовых колес, элементов тормозов, барабанов, блоков, осей, деталей их крепления, опорно-поворотного устройства, а также элементов подвески стрелы в стрелочных кранах.

Предельные нормы браковки элементов грузоподъемного крана или машины указываются в руково-дстве по эксплуатации. При отсутствии в руководстве соответствующих норм браковка элементов производится в соответствии с требованиями приложения 11 настоящих Правил.

При проверке исправного состояния выключателя блокировки люка необходимо убедиться в отсутствии напряжения на троллеях крана.

Проверку состояния металлоконструкций, крюков, ходовых колес и канатов допускается проводить с применением принятых в Украине методов неразрушающего контроля.

7.3.11. Статические испытания грузоподъемных кранов и машин (кроме крановых подъемников и лебе-док для подъема работников в соответствии с требованиями пунктов 4.22.17 и 4.22.19 настоящих Правил) прово-дятся нагрузкой, которая на 25% "превышает их грузоподъемность* или тяговое усилие (если иное не указано в руководстве по эксплуатации грузоподъемного крана или машины в соответствии с требованиями пункта 5.1.3 настоящих Правил), и имеют целью проверку прочности грузоподъемного крана или машины и прочности отдельных их элементов, а для стреловых кранов - также проверку грузовой устойчивости в соответствии с требованиями НД.

Нетто - для крюковых кранов и талей, промежуточная - для стреловых самоходных кранов, полезная - для других кранов. Масса испытательного груза указывается в паспорте крана (тали).

Испытание крановых подъемников и лебедок для подъема работников проводится в соответствии с тре-бованиями пунктов 4.22.17 - 4.22.19 настоящих Правил.

7.3.12. Статическое испытание мостового крана, а также передвижного консольного проводится таким образом. Кран устанавливается над опорами крановых путей или в положение, отвечающее наименьшим изги-бающим нагрузкам на крановый путь, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу. Испытательный груз поднимается на высоту от 200 мм до 300 мм с выдержкой в таком положении в течение 10 минут. Допускается захватывать часть испытательного груза, масса которого должна быть не меньше грузоподъ-емности крана, поднимать его на высоту от 200 мм до 300 мм, а потом доводить нагрузку до необходимой путем добавления остальной части испытательного груза с выдержкой в таком положении в течение 10 минут. После опускания груза проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. При наличии остаточной деформа-ции, которая является следствием испытания крана грузом, кран не допускается к работе до выявления причин деформации и возможности дальнейшей его работы.

Статическое испытание козлового крана и перегружателя проводится так же, как и мостового, но при наличии у крана консолей отсутствие остаточной деформации проверяется как при условии установки тележки между опорами крана в положение, отвечающее наибольшему прогибу, так и в крайних рабочих точках консолей.

7.3.13. Испытания вновь изготовленных кранов стрелового типа, имеющих механизм для изменения вы-лета стрелы или сменное стреловое оборудование, проводятся изготовителем на одной или нескольких грузовых характеристиках на вылетах и в положениях, отвечающих наиболее напряженному состоянию механизмов, ме-таллоконструкций, канатов и наименьшей устойчивости крана.

Грузовые характеристики и вылет при испытаниях указываются в технических условиях и в паспорте крана. Элементы сменного стрелового оборудования, которые не были испытаны на грузоподъемном кране, под-лежат испытанию на стенде.

7.3.14. Испытания крана стрелового типа, имеющего одну или несколько грузовых характеристик, при полном техническом осмотре проводятся в положении, отвечающем наибольшей грузоподъемности и (или) наи-большему грузовому моменту крана. После установки на кран полученного от изготовителя сменного стрелового оборудования испытания проводятся в положениях, отвечающих наибольшей грузоподъемности и наибольшему грузовому моменту крана на этом оборудовании.

Испытания грузоподъемных кранов, имеющих сменное стреловое оборудование, могут проводиться с ус-тановленным для работы оборудованием. Испытания кранов стрелового типа, не имеющих механизма смены вылета (стрела поддерживается растяжкой), проводятся на установленном в момент испытания вылете. С этим же вылетом при условии удовлетворительных результатов технического осмотра разрешается дальнейшая рабо-та крана.

7.3.15. При статических испытаниях кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходо-вой платформы в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана, и груз поднимается на высоту от 100 мм до 200 мм.

Кран считается выдержавшим испытания, если в течение 10 минут поднятый груз не опустился на рабо-чую площадку или основу, а также не было выявлено трещин, остаточных деформаций и других повреждений в металлоконструкциях и механизмах крана.

7.3.16. Динамические испытания грузоподъемных кранов и машин проводятся грузом, на 10% пре-вышающим их грузоподъемность, и имеют целью проверку действия механизмов грузоподъемного крана или ма-шины и их тормозов. Во время динамического испытания проводятся многоразовые (не меньше трех раз) подъем и опускание груза, пуск из промежуточного положения, а также проверка действия всех других механизмов грузо-подъемного крана или машины.

7.3.17. У грузоподъемного крана или машины, которые оборудуются двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм. Масса груза для статического и динамического испытания этих грузоподъемных кранов и машин должна определяться в зависимости от условий работы механизмов (раздельная, общая).

7.3.18. В тех случаях, когда грузоподъемный кран установлен только для подъема и опускания груза (подъем затворов на гидроэлектростанции), динамическое испытание может быть проведено без передви-жения самого грузоподъемного крана или его тележки.

7.3.19. Статические и динамические испытания кранов мостового типа, предназначенных для об-служивания гидро- и теплоэлектростанций, подстанций и т.д., могут проводиться с помощью специальных уст-ройств, позволяющих создать испытательную нагрузку без применения груза, в соответствии с требованиями программы и методики испытаний, разработанной специализированной организацией.

С помощью устройства проводят динамические испытания механизма подъема под нагрузкой в пределах не менее одного оборота барабана. Испытание под нагрузкой механизма передвижения не обязательно.

7.3.20. Испытания грузоподъемного крана, имеющего несколько сменных грузозахватных органов, про-водятся с тем грузозахватным органом, который установлен на момент испытания. Испытания магнитных и грейферных кранов проводятся с навешенным соответственно магнитом или грейфером.

7.3.21. Если по условиям производства нет необходимости использования грузоподъемного крана (кроме стрелового самоходного) с номинальной грузоподъемностью, то при полном техническом осмотре разрешается проводить испытания грузоподъемного крана с учетом сниженной грузоподъемности.

В этом случае в паспорте должна быть сделана запись о снижении грузоподъемности крана. Соответст-вующие изменения вносятся в установленную на кране табличку, в руководство по эксплуатации крана и в про-изводственную инструкцию машиниста крана.

7.3.22. Результаты технического осмотра и срок следующего осмотра грузоподъемного крана или маши-ны записываются в их паспорт лицом, проводившим его.

После проведения полного технического осмотра смонтированных грузоподъемного крана или машины записью в паспорте должно подтверждаться, что грузоподъемный кран или машина смонтированы и установле-ны в соответствии с требованиями настоящих Правил, руководства по эксплуатации и (или) инструкции по мон-тажу, пуску, регулировке и обкатке и выдержали испытания.

Записью в паспорте действующего грузоподъемного крана или машины, подвергшихся техническому осмотру, должно подтверждаться, что они находятся в исправном состоянии и выдержали испытания.

7.3.23. После замены грузовых, стреловых или других канатов, а также в случае перепасовки кана-тов (установки вместо крюка грейфера, установки вставок (секций) стрелы, перемещения стрелового самоходного крана на трейлере (гусеничные краны и т.д.) или путем буксировки (пневмоколесные краны) со снятием стрелы или ее вставок (секций) и т.д.) проводится проверка правильности запасовки и надежности крепления концов ка-ната, а также обтяжка канатов грузом, масса которого равна грузоподъемности. Работник, ответственный за со-держание грузоподъемных кранов и машин в исправном состоянии, делает запись о результатах проверки и ис-пытаний в паспорте, а также в случае замены каната к паспорту прилагаются расчет и документ о качестве кана-та.

7.3.24. После замены крюка или крюковой подвески должна проводиться проверка нагрузкой, ко-торая на 25% превышает грузоподъемность крана или машины, организацией, выполнившей эти работы.

7.3.25. После каждого наращивания башни башенного крана монтажная организация должна про-водить проверку качества выполнения монтажных работ нагрузкой, которая на 10% превышает его грузоподъ-емность, с учетом требований руководства по эксплуатации крана.

7.3.26. Во время эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара подлежат периоди-ческому осмотру:

-траверсы, клещи, захваты и т.д., а также тара - каждый месяц;

- стропы - каждые 10 дней;

- редко используемые съемные грузозахватные приспособления - перед каждой выдачей в работу.

Отнесение грузозахватных приспособлений к редко используемым проводится работником, ответствен-ным за содержание их в исправном состоянии, и должно быть записано в журнале учета этих приспособлений.

Осмотры люлек для подъема работников проводятся ежедневно перед началом работы.

7.3.27. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений, тары и люлек для подъема работников прово-дится в соответствии с утвержденной в установленном порядке инструкцией, определяющей порядок и методы осмотра, а также методы устранения выявленных повреждений.

Браковка стальных канатных и цепных стропов проводится в соответствии с требованиями приложений 10 и 12 настоящих Правил.

Выявленные во время осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления, тара и люльки для подъема работников изымаются из эксплуатации для проведения ремонта.

Результаты осмотра заносятся в журнал.

Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua
?>