Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 0.00-1.35-03 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ > 11. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ >
НПАОП 0.00-1.35-03 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

 Правила безопасности при строительстве и реконструкции магистральных трубопроводов распространяется на предприятия, учреждения, организации, которые осуществляют строительство, реконструкцию, техническое переоснащение и капитальный ремонт объектов магистральных трубопроводов и работников, которые выполняют эти работы.


 

Прикрепленные файлы (скачать)
NPAOP 0.00-1.35-03.zip (0.266 Мб)
Содержание

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
6. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ
7. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТРАССЫ
8. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
9. СВАРОЧНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
10. ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ
11. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
12. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ
13. ОЧИСТКА ПОЛОСТИ И ИСПЫТАНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ
14. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ
15. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОКЛАДКЕ ЛУПИНГА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА В ТЕХНИЧЕСКОМ КОРИДОРЕ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ТРУБОПРОВОДОМ
16. РАБОТА В УСЛОВИЯХ БОЛОТИСТОЙ МЕСТНОСТИ
17. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТА
ПРИЛОЖЕНИЯ

11. Строительство переходов через естественные и искусственные препятствия

 

11.1. Общие требования

 

11.1.1. При выполнении работ по строительству подводных переходов следует выполнять требования Единых правил безопасности на водолазных роботах                 (НАОП 5.1.21-1.08-80), ГОСТ 12.3.012-77*, СНиП ІІІ -4-80*, СНиП III –42-80 и данных Правил.

11.1.2. Проект проведения подводно-технических работ через реки и водохранилища в случае необходимости согласовывается с соответствующими органами исполнительной власти:

11.1.3. При проведении подводно-технических работ на реках и водохранилищах для получения ежедневных прогнозов погоды необходимо установить регулярную связь с гидрометеослужбой.

11.1.4. Все работы на плавучих средствах и спуск водолазов под воду можно проводить при волнении водной поверхности до трех баллов. На участках судового хода, где проводятся водолазные работы, на судах поднимаются предупреждающие сигналы: два зеленых флага размером от 1000 до 700 мм днем или два зеленых огня в темное время суток. Флаги или огни располагаются один над другим на расстоянии от 1 до 2 м. Эти сигналы поднимаются на ноке рей того борта, с которого ведутся водолазные работы. На плавучих средствах, которые не имеют постоянной мачты для подъема сигналов, должна устанавливаться временная, хорошо видимая мачта. Судам и плавучим средствам швартоваться к водолазным ботам, с которых ведутся водолазные работы, запрещается. Проходящие суда и плавучие средства должны следовать малым ходом на расстоянии не менее 50 м от борта судна, с которого проводятся водолазные работы.

11.1.5. В случае обнаружения мин или других боеприпасов следует немедленно прекратить работы в опасной зоне, обозначить это место буем и сообщить об опасности в районный воинский комиссариат и местные органы власти для принятия соответствующих мер.

11.1.6. Все работники, которые принимают участие в подводно-технических роботах, должны носить спасательные жилеты.

11.1.7. Во время монтажа и укладки трубопровода к работе на кранах-трубоукладчиках допускаются только лица, которые прошли специальное обучение роботам на грузоподъемных механизмах, имеют право на управление и производственный стаж не менее 1 года.

 

11.2. Строительство переходов через железные и шоссейные дороги

 

11.2.1. Строительство перехода на пересечении с шоссейной или железной дорогой должно осуществляться в соответствии с ПВР, согласованного с организацией, которая эксплуатирует данную дорогу. Проект выполнения работ должен предусматривать мероприятия против оседания земляного полотна дороги или возможного вынесения грунта грунтовыми водами.

11.2.2. Выполнение работ по горизонтальному бурению в ночное время разрешается только в исключительных случаях с разрешения руководителя управления и при наличии достаточного освещения в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85. Границы опасной зоны означаются сигнальными фонарями. При выполнении работ на УГБ освещение должно быть напряжением не более 12 В. Стенки котлована для установки горизонтального бурения (УГБ) должны иметь устойчивые откосы или надежное крепление.

11.2.3. Между машинистом трубоукладчика и машинистом установки горизонтального бурения, а также между рабочими, которые принимают участие в процессе бурения, должна быть установлена надежная сигнализация.

11.2.4. Трубоукладчик, используемый при работе установки горизонтального бурения, должен находиться за пределами призмы обрушения грунта.

11.2.5. Кожух (с вмонтированным шнеком) при помощи одного или двух трубоукладчиков необходимо опустить в рабочий котлован на роликовые опоры и нивелиром выверить правильное его направление. Потом на задний конец кожуха трубоукладчика опустить установку и закрепить стяжными хомутами. При опускании кожуха в котлован (траншею) запрещается находиться людям под поднятым грузом. После окончания монтажа правильность установки следует выверить уровнем, установленным на машине. В процессе работы установка горизонтального бурения поддерживается трубоукладчиком, а ее положение контролируется по уровню.

11.2.6. По мере продвижения кожуха в скважине скорость его подачи следует уменьшить в связи с увеличением сопротивления грунта. По мере увеличения числа рядов намотки стального каната на барабан лебедки тяговое усилие уменьшается. Усилие в стальном канате должно контролироваться динамометром, который монтируется в одну из его ниток. Если усилие подачи, которое приходится на одну нить стального каната, превысило тяговое усилие лебедки, необходимо перепасовать стальной канат на большее число нитей в полиспасте.

11.2.7. В процессе работы установки для предупреждения забивания шнека необходимо следить за количеством грунта, поступающего из кожуха, и периодически прекращать подачу тяговой лебедки для опорожнения кожуха. В сыпучих грунтах не следует делать остановки для опорожнения кожуха, поскольку под дорогой (где проводится бурение) при значительной выработке грунта могут появиться пустоты, которые вызовут оседание полотна дороги.

11.2.8. При возникновении опасных условий работ (обвалы грунта, обрыв проводов линий электропередачи и др.) все рабочие должны быть немедленно выведены, а опасное место обозначено.

11.2.9. Для спуска людей в котлован нужно пользоваться переносными лестницами. Во время опускания звеньев труб для наращивания патрона все рабочие из котлована должны уйти за границы опасной зоны.

11.2.10. Для предупреждения возникновения завалов грунт из котлована следует своевременно удалять.

11.2.11. Котлованы и траншеи должны быть ограждены в соответствии с ГОСТ 23407-78, а перед ними установлены предупреждающие знаки безопасности.

11.2.12. Возле действующих подземных коммуникаций, в соответствии с НАОП 1.1.23-1.16-79, земляные работы должны выполняться под надзором лица, ответственного за выполнение этих работ. Разработку грунта механизмами необходимо прекратить на расстоянии не менее 2 м от подземных коммуникаций. Разрабатывать грунт разрешается только лопатами. Пользоваться при этом ударными инструментами (лом, кирка) не разрешается.

11.2.13. Во время разработки грунта внутри трубы, которую горизонтально продавливают, в соответствии со СНиП ІІІ-4-80*, землекоп должен соблюдать следующие требования:

 - разрабатывать грунт на участке длиной не более 40 м, находясь внутри трубы, которую продавливают;  

- находиться внутри трубопровода (диаметром не менее 1020 мм), который продавливают не более 1 ч с интервалами между рабочими циклами не менее 30 мин.

11.2.14. Не разрешается разрабатывать вручную любой грунт за пределами ножа. Пребывание рабочих в трубе, а также в опасной близости от наживных патрубков во время продавливания трубопроводов не допускается.

11.2.15. Во время ручной разработки грунта внутри трубы-футляра (длиной 10 м и более), который прокладывают, возле ее хода должен находиться рабочий, имеющий сигнальную связь с проходчиком находящимся в забое, при этом должна быть обеспеченная подача свежего воздуха к рабочему месту не менее 10 м3 /ч.

11.2.16. На время движения поездов все рабочие, которые находятся в футляре под дорогой, должны выйти из забоя.

11.2.17. Запрещается прокладка футляра, если в рабочем котловане есть вода.

 

11.3. Переправа через водные преграды

 

11.3.1. Плавучие технические средства, которые используются при разработке подводных траншей и укладке трубопроводов, должны отвечать требованиям Речного регистра Украины и быть укомплектованы штатным снаряжением и спасательными средствами.

11.3.2. При транспортировке секций трубопровода методом сплава следует руководствоваться “Правилами пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы” и “Правилами плавания по внутренним судоходным путям”.

Не разрешается причаливание лодок к секции и нахождение на ней людей.

11.3.3. При буксировке секций трубопровода к месту укладки необходимо:

- иметь по одному буксиру в головной и хвостовой части трубопровода;

- обеспечить надежность крепления трубопровода к буксиру плавучих средств;

- не причаливать шлюпки к трубопроводам.

11.3.4. Переправлять людей через водохранилища, как правило, следует на катерах. С порядком посадки и высадки из катера (шлюпки) и о правилах поведения во время переправы пассажиров знакомит капитан (ответственное лицо) катера.

11.3.5. Грузоподъемность или вместительность шлюпки должна быть написана на ее носовой части. Запрещается нагружать шлюпку свыше установленной нормы, а также переправлять людей на шлюпках, предназначенных для перевозки якорей.

11.3.6. Посадка и высадка из катера (шлюпки) разрешается только после полной остановки и швартовки к причалу или плавучим средствам.

11.3.7. Все шлюпки на объекте должны быть закреплены за ответственными лицами. Каждую шлюпку следует обеспечить необходимым инвентарем и приспособлениями: веслами (не менее трех пар), стопорным крюком, фонарем, фалинем, ведром-черпаком, спасательными кругами (из расчета один круг на два человека).

11.3.8. При шторме более 3 баллов, а также в ночное время переправа людей на шлюпках (лодках) запрещается.

11.3.9. Запрещается пользоваться случайными плавучими средствами для производственных целей и переправы рабочих.

11.3.10. Во избежание заплескивания воды в лодку (шлюпку) ее нужно вести поперек волны, а не параллельно гребню.

11.3.11. Во время причаливания лодки (шлюпки) к судну необходимо соблюдать следующие требования:

-  не подходить на ней к идущему судну;

-  причаливать к судну только после того, как с судна будет подана команда "принять лодку", при этом лодку следует направить носом по ходу судна.

 

11.4. Подводные земляные работы

 

11.4.1. Во время проведения дноуглубительных работ и разработки подводных траншей на переходах следует соблюдать требования НАОП 5.1.21-1.08-80 и             НАОП 5.1.22-1.08-80.

11.4.2. При эксплуатации плавучего грунтопровода для рефулирования грунта необходимо выполнять следующие требования:

- секции плавучего грунтопровода должны быть обеспечены ограничительными цепями и ходовым настилом с леерным ограждением высотой не менее 1 м;

- плавучий грунтопровод концевой частью должен быть прочно закреплен на якорях или опорах;

- плавучий грунтопровод должен быть обеспечен спасательными кругами;

- для сообщения снаряда с плавучим рефулером устраивать подвесной трап с перилами.

При перевозке плавучего грунтопровода находиться на нем запрещается. Скорость движения буксира с грунтопроводом допускается не более 1-2 км/ч.

11.4.3. При разработке грунта земснарядом следует:

- рефулерные понтоны оборудовать крепким настилом и леерным ограждением;

- устраивать трапы для перехода с земснаряда на рефулерные понтоны;

- для перехода с земснаряда на другие судна или берег устраивать сходни (трапы) с поперечными планками и оснащенные перилами;

- все рабочие места в темное время суток освещать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85;

- для поддержания пульпопровода установить понтоны, на которые в темное время суток выставляются световые сигналы;

- перед началом работы провести технический осмотр механизмов и оборудования земснаряда, об обнаруженных неисправностях сделать запись в судовом журнале и принять меры к немедленному их устранению;

- не допускать устройства водолазных спусков в зоне рабочего органа действующего земснаряда;

- в местах отвала грунта выставить предупредительные надписи, запрещающие выход людей на намытый грунт;

- очищать всасывающий наконечник при отключенном грунтовом насосе;

- на период водолазного обследования работу земснаряда прекратить;

- принять меры, которые исключают приближение людей на лодке к погруженному в воду всасывающему наконечнику во время работы грунтового насоса.

11.4.4. При разработке траншей канатно-скреперной установкой следует:

- путь движения рабочих стальных канатов заранее освободить от больших камней, валунов и др.;

- не допускать нахождения людей на расстоянии ближе 50 м от натянутых рабочих стальных канатов, это расстояние обозначается предупредительными знаками;

- машинистам электрических лебедок носить диэлектрические калоши, перчатки и другие СИЗ;

- во время работы установки не измерять траншею в зоне движения скреперного ковша или стальных канатов, не перемещать грунт бульдозером из отвала до отключения скреперной лебедки, не направлять руками движущийся ковш и не очищать его от грунта вручную.

11.4.5. Диаметр и прочность стальных канатов скреперной установки должны отвечать технической характеристике, указанной в паспорте. Эти канаты в соответствии с ДНАОП 0.00-1.03-93 подлежат периодическим осмотрам.

11.4.6. В случае внезапной остановки скреперного ковша нужно включить обратный ход, а потом при малой скорости движения - рабочий ход. Если, несмотря на переключение, ход ковша затруднен, необходимо, предварительно выключив установку, с помощью водолаза выяснить причину и устранить препятствия.

11.4.7. При обрыве стального каната лебедку отключить (выключить).

11.4.10. При подводных взрывных работах необходимо соблюдать требования Единых правил безопасности при взрывных роботах (ДНАОП 0.00-1.17-92).

 

11.5 Подводная сварка и резка

 

11.5.1. В соответствии с НАОП 5.1.21-1.08-80, к выполнению работ по сварке и резке труб (металла) под водой допускаются водолазы, имеющие квалификационные свидетельства сварщика и оформленный приказом руководителя организации допуск к этим работам.

11.5.2. До начала работ по подводной резке сварщик должен обследовать место проведения работ. При скорости течения воды более 1 м/с место, где ведутся работы, следует защитить щитами. Трубопровод, предназначенный для резки, следует закрепить так, чтобы часть, которая отрезается, не упала.

11.5.3. Отключенный участок трубопровода перед резкой следует продуть, а если трубопровод был заполнен нефтепродуктом (нефть, бензин), его необходимо заранее промыть и заполнить водой. Поверхность трубопровода в местах резки следует тщательно очистить от изоляции.

11.5.4. Перед спуском сварщика под воду необходимо проверить резак, шланги и убедиться в их исправности. При зажигании резака под водой (под колоколом) следует проверить приспособление для зажигания.

11.5.5. Газосварщик во время работы должен направлять пламя резака в сторону от своего снаряжения (водолазной одежды, шлангов).

11.5.6. При наличии на поверхности воды легковоспламеняющейся жидкости (керосин, бензин и др.) зажигать и тушить пламя резака следует только под водой, непосредственно у места работы. Резка в этом случае может проводиться на глубине не менее чем 10 м.

11.5.7. Во время подводной резки резак не разрешается класть на грунт.

 

 

11.6. Прокладка подводных трубопроводов

 

11.6.1 При строительстве подводных переходов необходимо руководствоваться требованиями проекта, СНиП ІІІ-4-80*, НАОП 5.1.22-1.08-84 и ГОСТ 12.3.012-77*.

Перед прокладкой подводного трубопровода (дюкера) необходимо:

- изучить и проработать проект проведения работ со всеми работниками, которые выполняют такие работы;

 - провести инструктаж по охране труда с учетом конкретных условий строительства (независимо от сроков инструктажей, которые проводились раньше, в том числе с лицами, связанными с подачей сигналов);

- механизмы, плавучие средства, оборудование и приспособления проверить и привести в полную исправность.

11.6.2. Во избежание аварии при прокладке трубопроводов способом протягивания по дну, перед началом работ следует произвести проверочные расчеты с учетом массы трубопровода с грузами, грузоподъемности трубоукладчиков, мощности тяговых средств. В случае повреждения трубопровода, балласта, обрыва тягового троса и др. сигнальщик должен немедленно подать сигнал о прекращении укладки трубопровода.

В случае аварийной обстановки следует действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

11.6.3. При монтаже секций трубопровода и их перемещении необходимо соблюдать следующие требования:

- перед началом работ проверить состояние стальных полотенец, канатов, блоков и тормозных устройств кранов-трубоукладчиков;

- в процессе работ соблюдать схему расстановки механизмов, не превышать величины допустимых погрузок, выноса стрел и высоты подъема трубопровода каждым краном-трубоукладчиком, а в случае выхода из строя одного из кранов-трубоукладчиков немедленно опустить трубопровод на грунт.

На месте работ по подъему и перемещению трубопровода не должны находиться лица, которые не имеют прямого отношения к выполнению данных работ.

11.6.4. При строительстве переходов через большие водные препятствия (река шириной более 200 м, озеро) необходимо на месте перехода организовать спасательные станции. Спасательная станция должна быть оснащена необходимым минимумом инвентаря и оборудования по следующему списку: 

Шлюпка на 5 человек…. ................................................................….........1 шт.

Весла. ...........:.........…............................................................................….3 пары

Уключины. ..............................................................................................….3 пары

Нагрудники спасательные. .................................................................……3 шт.

Концы Александрова с веревкой длиной 20 м...………………………….2 шт.

Спасательные круги.............................................................................…....2 шт.

Фонари „летучая мышь". .....................................................................…....1 шт.

Доски толщиной 40 мм и длиной 3 м...……………………………......…2 шт.

Санитарная сумка с набором медикаментов. .....................................…..1 шт.

Приведенный список может быть расширен в зависимости от местных условий.

11.6.5. Понтоны, используемые для укладки трубопроводов должны быть в исправном состоянии, проверены на герметичность и прочность давлением, соответствующим полуторной глубине опускания.

Понтоны, имеющие устройства автоматической отстроповки, следует отсоединять после вывода судов и плавучих средств за пределы зоны всплытия понтонов. При определении зоны всплытия, указанной в проекте проведения работ, необходимо учитывать скорость течения.

11.6.6. Устройство спускового пути любой конструкции должно обеспечивать беспрепятственную транспортировку трубопровода во время его протягивания, а также безопасную работу производственного персонала. Перед началом работ следует засыпать ямы, срезать неровности грунта и убрать посторонние предметы на пути движения трубоукладчиков.

11.6.7. Монтаж подводных трубопроводов в ночное и темное время суток допускается только при соблюдении следующих условий:

- достаточным освещением зоны работ;

- наличии соответствующей сигнализации;

- непосредственном руководстве работами лица ответственного за строительство подводного перехода.

11.6.8. При протягивании трубопровода по спусковым устройствам в виде рельсового пути с тележками или роликовых опор необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

 - протаскивать и опускать трубопровод следует в светлое время суток, а в темное время суток освещенность мест проведение работ должна отвечать ГОСТ 12.1.046-88;

 - тележки, роликовые опоры, стапели для надвижки на спусковую дорожку должны быть исправными;

 - механизмы, занятые на протягивании трубопровода, заблаговременно осмотреть и испытать;

 - для предотвращения самопроизвольного передвижения секции на уклонах необходимо пользоваться тормозной лебедкой; стальной канат от лебедки во время спуска должен быть натянут;

 - перед застроповкой трубопровода тщательно осмотреть стальной тяговый канат; нагрузка на стальной канат не должна превышать нормы в соответствии с его заводским паспортом (сертификатом), для контроля нагрузки на лебедке устанавливать динамометр;

 - во время протаскивания не переходить через трубопровод, не находиться на нем и ближе чем 20 м от стальных тяговых канатов,

 - при необходимости приближения к трубопроводу или к стальному канату работы по протаскиванию следует прекратить.

11.6.9. При протаскивании трубопровода по дну водной преграды с помощью тяговой лебедки необходимо:

- надежно прикрепить лебедку к анкерной опоре, рассчитанной на максимальное усилие;

- использовать систему дистанционного управления лебедкой;

- проверить надежность тягового троса, в случае необходимости испытать его на разрывное усилие;

- следить за показаниями динамометра лебедки, не допуская перегрузки троса выше расчетной величины;

- наматывать трос на барабан лебедки равномерно, без рывков (прикладывать нагрузку к тросу допускается только после того, как будет выбрана вся слабина троса);

- обеспечивать синхронную работу тяговой лебедки и тормозного устройства.

11.6.10. При эксплуатации лебедок не разрешается:

 - прикасаться к подвижным частям и стальному канату руками;

 - перегружать лебедку;

 - откидывать собачку храповика при наматывании стального каната, находиться возле рукоятки лебедки при временной остановке последней;

 - переходить через натянутый стальной канат;

 - крепить ручные лебедки к опорным точкам (неподвижным якорям) и к рамам проволокой (катанкой) любой толщины;

 - оставлять без надзора лебедку с включенным электродвигателем.

11.6.11. При опускании трубопровода в подводную траншею необходимо стравливать стальные канаты с лебедок только по сигналу лица ответственного за выполнение этих работ. Перед отстроповкой понтонов от трубопровода следует убедиться в том, что понтоны заполнены водой, а стропы ослаблены. Отстроповка понтонов, не заполненных водой, запрещается, кроме случаев, когда предусматривается их автоматическая отстроповка. Находиться людям на погруженном в воду трубопроводе запрещается.

 

11.7. Балластировка трубопровода

 

11.7.1. Запрещается выполнять строительно-монтажные работы без утвержденного в установленном порядке проекта выполнения работ. ПВР должен содержать раздел “Требования безопасности”, в котором должен быть предусмотрены комплекс организационных и технических мероприятий, выполнение которых обеспечивает безопасность проведения работ по балластировке и закреплению трубопроводов.

11.7.2. К выполнению работ по балластировке и закреплению трубопроводов допускаются рабочие:

- прошедшие предварительный и периодический медицинские осмотры;

- прошедшие инструктаж непосредственно на рабочем месте по инструкции, утвержденной приказом предприятия;

- обеспеченные спецодеждой, спецобувью и защитными средствами в соответствии с ГОСТ12.4.011-89 и типовых норм.

11.7.3. На месте проведения работ необходимо иметь отапливаемый вагончик для обогрева, переодевания и приема пищи.

11.7.4. Освещенность рабочих мест, проездов и проходов к ним в темное время суток, в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85, должна быть не менее 25 лк.

11.7.5. В зоне работ по балластировке и закреплению трубопроводов не допускается присутствие посторонних лиц.

11.7.6. Перед началом работ необходимо убедиться в исправности узлов и механизмов, в особенности шлангов высокого давления гидравлических систем, целостности изоляционного покрытия электрических проводов.

11.7.7. Грузозахватные приспособления для подъема грузов должны исключать их самопроизвольное отцепление и обеспечивать устойчивость их положения во время подъема и перемещения. Места строповки должны быть отмечены заранее.

11.7.8. Стальные канаты и стропы должны отвечать действующим стандартам.

11.7.9. Места перехода людей через траншею должны быть оборудованы переходными мостиками в соответствии с требованиями ГОСТ 24258-88 и освещены в темное время суток в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85. Для спуска в траншею и подъема из нее следует применять переносные лестницы.

11.7.10. При развозке железобетонных утяжелителей на стреле крана-трубоукладчика и навешивании их на трубопровод запрещается:

- поднимать утяжелители выше 1 м над поверхностью земли;

- поднимать грузы без проверки правильности строповки и надежности действия тормоза крановой лебедки;

- находиться под грузом или в зоне падения стрелы крана-трубоукладчика.

11.7.11. Не допускается выполнять монтажные работы при гололедице, грозе, снегопаде и тумане, в условиях плохой видимости в пределах фронта работ (при освещенности ниже 25 лк.).

11.7.12. При балластировке трубопроводов грунтом с применением полимерных материалов перед укладкой полотнищ на трубу необходимо проверить состояние стенок и бровок траншеи. В случае необходимости - принять меры по их укреплению.

11.7.13. Работы по сварке полимерных полотнищ, в соответствии с ГОСТ 12.3.016-87, должны выполняться в помещениях с принудительной вентиляцией.

 

11.8. Строительство воздушных переходов

 

11.8.1. При строительстве воздушных переходов необходимо иметь разработанный проект проведения работ и технологические карты, которые определяют последовательность и безопасные способы их выполнения.

11.8.2. Строительную площадку для укрупненного сбора металлоконструкций и сварке секций труб необходимо располагать непосредственно около перехода, но при этом следует учитывать возможность затопления пойми при подъемах воды (после выпадения осадков, таяния снега и др.).

11.8.3. Электрические провода, расположенные на расстоянии менее 5 м от металлических инвентарных и постоянных сооружений, на время монтажа и демонтажа конструкций должны быть обесточены.

11.8.4. Крепление подмостей и других средств подмащивания, а также блоков для подъема элементов, которые монтируются к конструкциям временных или постоянных сооружений, допускается только с разрешения лица ответственного за выполнение этих работ и после того, как будет проверена надежность конструкций соответствующим расчетом.

11.8.5. Подмости для сбора пролетных строений устраиваются в соответствии с ПВР, ГОСТ 26887-87 и ГОСТ 24258-88. Настилы подмостей делают из досок, сбитых в щиты. Зазоры между досками не должны быть более 10 мм. Концы стыкуемых элементов располагаются на опоре с перекрытием ее не менее чем на 20 см. Возможность  сдвига настила должна быть исключена. Настилы подмостей ограждаются перилами высотой не менее 1 м, состоящими из поручня, одного промежуточного горизонтального элемента и нижней бортовой доски высотой не менее 15 см. Деревянные перила должны быть гладко оструганы. Поднятые и поставленные на место элементы опор и подмостей должны быть немедленно надежно закреплены связями.

11.8.6. Устройство подмостей путем укладки настилов или отдельных досок на случайные опоры не допускается.

11.8.7. Подвешенные на пальцах подмости, во избежание раскачивания, должны быть раскреплены растяжками.

11.8.8. Крюки и петли для подмостей следует предварительно тщательно осмотреть и испытать двойной статической расчетной нагрузкой в течении 15 мин. Места подвески крюков и петель следует обозначить заранее.

11.8.9. Рабочие, которые выполняют работу по устройству и разборке подмостей на высоте более 5 м, согласно СНиП ІІІ-4-80*, должны пользоваться предохранительными поясами и носить обувь с нескользящей подошвой.

11.8.10. Скопление людей на подмостях не допускается. Присутствовать на рабочем месте могут только лица, которые непосредственно выполняют работу, и технические руководители.

11.8.11. Для подъема верхолазов к рабочим местам разрешается применять металлические лестницы длиной не более 5 м, которые в соответствии с ГОСТ 25772-83 необходимо оградить металлическими дугами с вертикальными связями. Работать с этих лестниц запрещается.

11.8.12. Нижние концы приставных лестниц, в соответствии со СНиП ІІІ-4-80*, в зависимости от материала опорной поверхности, должны иметь упоры в виде металлических шипов или резиновых наконечников, а верхние концы - крючья, которые закрепляют за надежные конструкции.

11.8.13. Ступени (перекладины) деревянных приставных лестниц, в соответствии с ГОСТ 26887-87, должны быть врезаны в тетивы, которые не менее чем через 2 м следует укреплять стяжными болтами. Не разрешается применять лестницы с перекладинами, прибитыми гвоздями, без врезки в тетивы.

11.8.14. При одновременном выполнении работы и поддержании деталей следует применять подмости или же лестницы-стремянки с верхними рабочими площадками, огражденными перилами.

11.8.15. Переносить по лестнице-стремянке элементы, которые монтируются, громоздкие и тяжелые предметы, а также складывать на них материалы и какие-нибудь предметы не разрешается.

11.8.16. При монтаже конструкций в случае использования домкратов необходимо: 

 - по мере подъема конструкции подводить под нее страховочные клетки;

 - домкраты опускать каждый раз на несколько сантиметров по команде лица, ответственного за данные работы; предохранительные кольца домкратов снимать только на размер залога;

 - не допускать свободный выход поршня гидравлического домкрата более 2 см;

 - применять самотормозящие домкраты;

 - реечные домкраты с зубчатой передачей оборудовать безопасными рукоятками.

11.8.17. Очищать, грунтовать и красить элементы монтируемых пролетных строений следует до их подъема и установки; при необходимости покраски на месте следует применять монтажные тележки, телескопические вышки или подмащивание.

11.8.18. Поднимаемый краном элемент должен удерживаться от раскачивания и поворотов растяжками в соответствии с требованиями ДНАОП 0.00-1.03-93. Сборщики при этом должны находиться за пределами опасной зоны.

11.8.19. Пилоны, стойки, сваи и другие конструктивные элементы необходимо стропить только в определенных фиксированных точках за петли или скобы. В местах накладки стропа жесткие ребра таких конструкций следует защищать деревянными прокладками для предотвращения строп от перетирания и резких перегибов.

11.8.20. Одновременное ведение работ на двух или более ярусах по вертикали допускается в том случае, если между ярусами будут устроены защитные ограждения (настилы), которые гарантируют безопасность работающих в нижнем ярусе.

11.8.21. Перед каждой сменой необходимо проверять состояние сваебойного оборудования. Обнаруженные недостатки устранить до начала работ. При осмотре или ремонте копер должен быть опущен в нижнее положение.

11.8.22. Соединение паровых и воздушных шлангов должно обеспечивать полную надежность. Для соединения шлангов не разрешается применять проволочные скрутки вместо хомутов.

11.8.23. Не разрешается погружать сваю при неполном соединении ее с наголовником или при появлении боковых колебаний сваи.

11.8.24. Вибропогружатель разрешается включать только после его спуска на сваю и ослабления поддерживающего полиспаста. Полиспаст при работе вибромеханизма необходимо поддерживать в ненапряженном состоянии, но так, чтобы в случае аварии наголовника вибратор не мог упасть.

11.8.25. Во время срезания верхнего конца железобетонной сваи необходимо закрепить срезаемую часть для предотвращения ее произвольного падения. Рабочие, занятые срезкой, должны пользоваться защитными очками.

11.8.26. При использовании трубопровода в качестве пролетного строения, трубную секцию можно монтировать в пролете с надвижкой на опоры.

11.8.27. При монтаже пролетных строений и трубопроводов необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

- поднимать, перемещать или протаскивать конструкции и трубные секции по сигналам подаваемым руководителем работ;

- число трубоукладчиков, других машин и механизмов назначать по расчету, в зависимости от длины и массы монтируемой конструкции;

- для закрепления блоков, вант, расчалок устраивать надежные якоря (постоянные или временные) в соответствии с расчетами;

- до подъема трубной секции необходимо убедиться в отсутствии на ней неукрепленных предметов, инструментов и др.;

- в период протягивания трубной секции по пролетному строению все другие работы в опасной зоне прекратить. Допуск лиц, не занятых непосредственной установкой трубной секции на пролетном строении, закрыть, опасную зону обозначить предупредительными знаками;

- не допускать нахождения людей на расстоянии ближе 50 м от протаскиваемой трубной секции, натянутого стального каната, на поднимаемой или протаскиваемой трубной секции;

- во время продольной надвижки трубной секции тяговые и расчаливающие стальные канаты должны быть в натянутом положении;

- пролетное строение после установки на опоры немедленно закрепить анкерными болтами и связями;

- проход по конструкциям пролетного строения после установки его в проектное положение может быть разрешен только руководителем работ;

- стальной страховочный канат предохранительного пояса должен быть закреплен за надежные конструкции.

11.8.28. При монтаже трубной секции с временных опор, места установки последних должны быть спланированы, а основание под опоры не должно подвергаться деформации под погрузкой. В случае недостаточной несущей способности основания принять меры к уплотнению его или повысить несущую способность другим способом, гарантирующем от просадки. Опоры из шпальных клеток скреплять строительными скобами во избежание смещения шпал.

11.8.29. При устройстве пролетных строений висячей и вантовой систем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

- подвески, опорные седла, распорки и другие конструктивные элементы следует изготавливать в централизованных мастерских и доставлять на монтажную площадку в виде готовых, укрупненных узлов для дальнейшего монтажа в пролете;

- территорию для растяжки и разметки стальных канатов следует выровнять, переход через русло потока перекрыть временными мостками, рассчитанными на пропуск машин, используемых на роботах;

- для разметки несущих стальных канатов их натягивают трактором или лебедкой усилием, обеспечивающем напряжение в канате до 400 - 500 кгс/см2 (40-50 МПа), конец стального каната следует закреплять на берегу временным якорем, разметку несущих стальных канатов осуществляют, используя для этого двухбарабанный станок, укрепляемый на салазках; во время разметки нельзя находиться возле барабанов или тормозить барабаны ручным способом (рычагом);

 - место проведения работ по заливке анкерных стаканов, предназначенных для закладки в них концов несущего стального каната, защищать от атмосферных осадков.

Сплав для заливки готовить в тигле на переносном горне, тигель должен иметь лоток для слива расплавленного металла и изолированную ручку длиной не менее 0,8 м, анкерный стакан перед заливкой устанавливать на надежную подставку;

 - во время заливки стаканов лиц, не занятых этой работой, удалить на расстояние не менее 5 м; работу следует выполнять в защитных очках и рукавицах с крагами, анкерный стакан перед заливкой сплава хорошо просушить и подогреть до температуры 200°С; заливать стакан надо непрерывной струей с постукиванием по его стенкам;

 - для контроля качества закладки стальных канатов в стаканы, одновременно с рабочими образцами изготавливают пробный образец для дальнейшего его испытания;

 - после проверки качества заливки рабочих анкерных стаканов к ним крепятся натяжные устройства анкерных опор;

 - во время подъема и укладки трубной секции в опорные седла висячего пролетного строения трубоукладчиками или лебедками, нужно применять монтажную люльку, подвешенную так, чтобы работающий на ней такелажник не находился под монтируемым трубопроводом. 

11.8.30. При протаскивании трубной секции и стальных канатов через водную преграду по плавучим (понтонным) опорам, расстановки опор должно выполняться по расчету с надежным закреплением их якорями. На каждой плавучей опоре должен быть настил из досок толщиной 40 мм. Между смежными плавучими опорами должны быть устроены переходные мостики шириной не менее 0,8 м, а по периметру настила на плавучих опорах и по обеим сторонам переходов - перила.

11.8.31. Демонтируемые элементы лесов, подмостей или других устройств массой более 80 кг необходимо опускать краном, лебедкой или талью. Демонтаж лесов, подмостей и других временных конструкций можно вести только под непосредственным руководством лица, ответственного за выполнение этих работ. Опасная зона в районе демонтируемых элементов должна быть ограждена и доступ людей в нее закрыт. Разбирать демонтируемые элементы следует только по ярусам сверху вниз.

Разборка элементов высшего яруса не должна нарушать устойчивости нижнего.

Не разрешается заваливать или сбрасывать демонтируемые элементы. 

11.8.32. Выполнять верхолазные работы по монтажу или демонтажу воздушных переходов на открытом воздухе при ветре более 6 м/с, во время гололедицы, сильного снегопада или дождя запрещается. На время прекращения работ, во избежание произвольного смещения, все механизмы должны быть надежно закреплены.

 

 

Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua
?>