Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 0.00-4.33-99 Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, Разработка ПЛАС (программный перевод) >
НПАОП 0.00-4.33-99 Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, Разработка ПЛАС (программный перевод)

Нормативный акт устанавливает порядок разработки планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (далее - ПЛАС), требования к их составу, содержанию и формы, процедуру утверждения и пересмотра ПЛАС.

Требования этого нормативного акта обязательны для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридических и физических лиц независимо от их отраслевой и / или ведомственной принадлежности и формы собственности.

Прикрепленные файлы (скачать)

Министерство труда и социальной политики

Комитет по надзору за охраной труда Украины (Госнадзорохрантруда)

Государственный нормативный акт об охране труда

 

 

Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий

 

НПАОП 0.00-4.33-99

Киев 1999

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Госнадзорохрантруда

17.06.99 № 112

 

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

Министерство юстиции Украины

30.06.99 № 424/3717

 

Разработано: Научным Центром изучения рисков "РИЗИКОН" (г. Северодонецк) и Управлением по надзору в химической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности Госнадзорохрантруда Украины

 

Внесено: Управлением по надзору в химической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности Госнадзорохрантруда Украины

 

Введено: Впервые

 

Редакционная комиссия: А.П. Сазонов, М.Д. Янчев, Э.А. Грановский, В.К. Битюцкий, С.М. Волошин, Л.А. Мельничук, В.С. Пальчик, А.И. Чернышев

ПРИКАЗ

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ

РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ И АВАРИЙ

 

Во исполнение пункта 11 Положения о Комитете по надзору за охраной труда Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 9 марта 1998 № 182/98, и на основании решения редакционной комиссии, созданной приказом Комитета от 06.12.96 № 211, об итогах рассмотрения окончательной редакции проекта Положения относительно разработки планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий и целесообразность его утверждения

Ю:

 

1. Утвердить Положение по разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, прилагается.

2.*** С введением в действие этого Положения считать не применяются на территории Украины, Временные рекомендации по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах, утвержденные Госпроматомнадзором СССР 05.07.90, Инструкцию по составлению планов защиты персонала, населения в случае аварий на металлургических объектах и ​​ликвидации (локализации) их последствий (РД-7-13-91), утвержденную Госпроматомнадзором СССР 11.11.91.

1. Отраслевые нормативные акты, регламентирующие создание планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, должны быть приведены в соответствие с данным Положением.

2. Управлению по надзору в химической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности в месячный срок после регистрации настоящего Положения в Министерстве юстиции Украины определить потребности предприятий, учреждений и организаций в указанном Положении, обеспечить предоставление в редакцию журнала "Охрана труда" заказа на издание Положения необходимым тиражом и установить контроль за их распространением.

3. Территориальным управлениям, управлениям и отделам Комитета вместе с соответствующими министерствами и ведомствами:

 

5.1. Принять меры по изучению требований указанного Положения государственными инспекторами и другими должностными лицами Госнадзорохрантруда, экспертами экспертно-технических центров, работниками предприятий, учреждений, организаций.

5.2. Обеспечить постоянный контроль за выполнением требований Положения собственниками (уполномоченными ими органами), должностными лицами и работниками, которых это касается.

 

6. Заместителю начальника управления по надзору в химической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности Янчев М.Д. течение двух недель предоставить отдела нормативно-правовых актов Комитета соответствующие материалы для включения Положение в Государственный реестр ДНАОП и в банк данных автоматизированного информационного фонда нормативных актов об охране труда.

7. </dc: publisher> Отменить приказ Госнадзорохрантруда от 14.05.98 № 91.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета Иванченко В.И.

 

Председатель Комитета С.П. Ткачук

 

НПАОП 0.00-4.33-99 ПОЛОЖЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ И АВАРИЙ

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Этот нормативный акт распространяется на потенциально опасные предприятия (далее - предприятия), потенциально опасные объекты (далее - объекты), на которых возможны аварии с залповыми выбросами взрывоопасных и токсичных продуктов, взрывами и возгораниями (пожарами) в аппаратуре, производственных помещениях и внешних сооружениях, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую среду.

Нормативный акт устанавливает порядок разработки планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (далее - ПЛАС), требования к их составу, содержанию и формы, процедуру утверждения и пересмотра ПЛАС.

Требования этого нормативного акта обязательны для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридических и физических лиц независимо от их отраслевой и / или ведомственной принадлежности и формы собственности.

Требования данного нормативного акта не распространяются на:

ядерные установки и предприятия по переработке радиоактивных веществ, за исключением тех объектов на этих предприятиях, где есть обращение нерадиоактивных веществ;

военные объекты;

предприятия горнодобывающей промышленности (шахты);

все виды транспорта, кроме трубопроводного.

 

2. Нормативные ссылки

 

1) ДСТУ 3273-95. Безопасность промышленных предприятий. Общие положения и требования.

2) ДСТУ 2156-93. Безопасность промышленных предприятий. Термины и определения.

3) ДСТУ 2960-94. Организация промышленного производства. Основные понятия. Термины и определения.

4) ГОСТ 12.1.007-76. ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

5) НАОП 1.3.00-1.01-88. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.

6) РД 52.04.253-90.Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушения) на химически опасных объектах и транспорте.

 

3. Термины и определения

 

Аварийная ситуация - состояние потенциально опасного объекта, характеризующееся нарушением пределов и / или условий безопасной эксплуатации, но не перешедшее в аварию, при котором все неблагоприятные воздействия источников опасности на персонал, население и окружающую среду содержатся в приемлемых границах с помощью соответствующих технических средств , предусмотренных проектом.

Авария - внезапное событие, такое как мощный выброс опасных веществ, пожар или взрыв, в результате нарушения эксплуатации предприятия (объекта), которая приводит к немедленной и / или следующей угрозы для жизни и здоровья людей, окружающей среды, материальных ценностей на территории предприятия и / или за его пределами.

Блок технологический - аппарат (оборудование) или группа (с минимальным количеством) аппаратов (оборудования), которые в заданное время можно отключить (изолировать) от технологической системы без опасных изменений режима, которые могут привести к развитию аварии в смежной аппаратуре.

Отделение - структурное подразделение предприятия или цеха, который содержит несколько производственных участков, занимает отделенную территорию и осуществляет часть производственного процесса по переработке предмета труда.

Участок производственная - структурное подразделение предприятия или цеха, который объединяет группу рабочих мест, организованных по предметному, технологическому или предметно-технологическому принципу специализации.

Критические значения параметров - предельные значения одного или нескольких взаимосвязанных параметров (по составу материальных сред, давления, температуры, скорости движения, времени пребывания в зоне с заданным режимом, соотношение компонентов, смешиваются, разобщения смеси и т.д.) , при которых возможно возникновение взрыва в технологической системе или разгерметизация технологической аппаратуры и выбросы горючей или токсичного вещества в атмосферу.

Ликвидация последствий аварии - режим функционирования, при котором предприятие (объект) после аварии переводится в режим нормальной эксплуатации или превращается в экологически безопасную природно-технологическую систему.

Опасные режимы работы оборудования - режимы,, характеризующиеся такими отклонениями технологических параметров от регламентных значений, при которых может возникнуть аварийная ситуация и / или произойти разрушение оборудования, зданий, сооружений.

Объект потенциально опасен - любой источник потенциального ущерба жизненно важным интересам человека.

Предприятие потенциально опасное - промышленное предприятие, использующее в своей деятельности или имеет на своей территории потенциально опасные объекты.

Предприятие (промышленное) - уставный субъект, который имеет право юридического лица и осуществляет производство и реализацию продукции определенных видов с целью получения соответствующей прибыли.

Подразделение структурный - звено организации (предприятия), которая включает коллектив исполнителей или / и рабочих, которая должна обособлении, четко определенные функции в процессе руководства или производственном процессе, которые отличаются от функций других звеньев, и в силу этого входит, как организационно отделена от других подразделений доля организации (предприятия), в его структуру или в структуру подразделений организации (предприятия). Например: производство, цех, отделение, производственный участок.

Составной частью производства могут быть цеха, отделения, производственные участки. Составной частью цеха могут быть отделения и производственные участки. Составной частью отделения является производственные участки.

Процесс технологический - совокупность физико-химических превращений веществ и изменений значений параметров материальной среды, которые проводятся с определенной целью в аппарате (системе взаимосвязанных аппаратов, агрегате, машине и т. др.).

Специализированные подразделения - гирничогазорятувальни и пожарные части, медицинская служба, подразделения формирований органов Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

Поражающих факторов аварии - факторы, возникающие во время аварии, которые способны в случае достижения определенных значений нанести ущерб здоровью людей, окружающей среде, материальным ценностям (избыточное давление на фронте ударной (взрывной) волны, тепловая нагрузка от пламени, концентрация опасных веществ в атмосфере, воде, почве и т.п.).Установка - совокупность оборудования (аппаратов), которая выполняет определенную функцию в технологическом процессе.

Цех - организационно и / или технологически обособленное структурное подразделение, прямо или косвенно участвует в переработке предмета труда в готовую продукцию и состоит из совокупности производственных участков.

 

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1. Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий является планирование действий (взаимодействия) персонала предприятия, спецподразделений, население, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по локализации и ликвидации аварий и смягчения их последствий.

4.2. Перечень производств (цехов, отделений, производственных участков) и отдельных объектов, для которых разрабатывается ПЛАС, определяется и утверждается собственником (руководителем) предприятия по согласованию с территориальными управлениями Госнадзорохрантруда, Госпожнадзора и с территориальными органами Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (далее - МЧС).

4.3. Аварии в зависимости от их масштаба могут быть трех уровней: А, Б и В.

4.3.1.На уровне "А" авария характеризуется раз-витком аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия.

4.3.2.На уровне "Б" авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

4.3.3.На уровне "В" авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

4.4. ПЛАС должен охватывать все уровни развития аварии, установленных в процессе анализа опасностей.

Разрешается не включать в оперативную часть ПЛАС действия персонала в аварийных ситуациях, которые регламентируются проектно-технологической документации (технологический регламент, инструкция по эксплуатации, другие). В таком случае в ПЛАС должны быть ссылки на документы, в которых эти действия регламентированы.

ПЛАС разрабатывается с учетом всех состояний предприятия (объекта): пуск, работа, остановка и ремонт.

4.5. ПЛАС должен быть согласован с территориальными управлениями Госнадзорохрантруда и Госпожнадзора, с территориальными органами МЧС, территориальными учреждениями государственной санепидс-лужба и, при необходимости, с органами местного самоуправления.

Отказ в согласовании должен быть мотивированным и предоставляться в письменном виде.

4.5.1. ПЛАС утверждается собственником (руководителем) предприятия.

4.5.2. Оперативная часть ПЛАС для аварий уровня "В" утверждается органами местного самоуправления.

4.6. Обязанности по разработке и внедрению ПЛАС и ответственность за его качество возлагаются на собственника (руководителя) предприятия (объекта). 'Разработка ПЛАС может выполняться собственником самостоятельно или с привлечением специализированных организаций, при условии, что они имеют разрешение на выполнение такой работы, полученный в установленном порядке.

4.7. Территориальные управления Держнаглядохоронп-раке и территориальные органы МЧС контролируют разработку и внедрение ПЛАС на предприятии (объекте).

4.8. ПЛАС основывается:

на прогнозировании сценариев возникновения аварий;

на постадийного анализе сценариев развития аварий и масштабов их последствий;

на оценке достаточности существующих мер, препятствующих возникновению и развитию аварии, а также технических средств локализации аварий;

на анализе действий производственного персонала и специальных подразделений относительно локализации аварийных ситуаций (аварий) на соответствующих стадиях их развития.

4.9. При разработке ПЛАС нужно учитывать реальные возможности и ресурсы предприятия, накопленный персоналом предприятия и спецподразделений опыт действий в аварийных ситуаций и аварий, для обеспечения представления о нужных дополнительных навыков и ресурсов.

4.10. Должностные лица, на которых настоящим Положением и другими действующими нормативно-правовыми актами возлагаются обязанности по разработке и внедрению ПЛАС, несут ответственность согласно действующему законодательству Украины.

4.11. ПЛАС должен содержать:

титульный лист (приложение 1);

аналитическую часть, в которой содержится анализ опасностей, возможных аварий и их последствий;

оперативную часть, которая регламентирует порядок взаимодействия и действий персонала, спецподразделений и населения (при необходимости) в условиях аварии. Содержание оперативной части меняется в зависимости от уровня аварии, на который она распространяется;

приложения, состоящие из документов, указанных в п. 4.12.3.

4.12. Для обеспечения эффективной борьбы с аварией на всех уровнях ее развития приказом создается штаб, функциями которого являются:

сбор и регистрация информации о ходе развития аварии и принятых мерах по борьбе с ней;

текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне аварии и за ее пределами;

координация действий персонала предприятия и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в ликвидации аварии.

Общее руководство работой штаба осуществляет ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварий (далее - ВК).

4.12.1. В ПЛАС должно быть определено место расположения штаба, в т.ч. резервное.

4.12.2. В ПЛАС должны быть определены должностные лица, выполняющие функции ВК.

4.12.3. К ПЛАС должны прилагаться копии приказа по предприятию (объекту) о назначении должностного лица (лиц), которые выполняют функции ВК при авариях на уровнях "А" и "Б", и решения органов местного самоуправления о назначении должностного лица (лиц) , которые выполняют функции ВК при авариях на уровне "В".

4.13. ПЛАС должен быть пронумерован, сброшюрован, утвержден и согласован соответствующими организациями, а также скреплен печатями предприятий и организаций, которые согласовали его.

ПЛАС в полном объеме должен находиться у руководителя и диспетчера предприятия (объекта), в территориальном управлении Госнадзорохрантруда, а также в территориальном органе МЧС.

Выдержки из ПЛАС в объеме, который достаточен для качественного выполнения соответствующих действий, должны находиться у руководителей (начальников) производств (цехов, отделений, производственных участков), на пункте связи районной (объектовой) пожарной части, начальника (инструктора) военизированной газоспасательной службы, а также на рабочих местах.

4.14. Сроки приведения ПЛАС в соответствие с настоящим Положением тех производств, которые проектируются, реконструируются, начатые строительством и действуют, определяются владельцем (руководителем) предприятия по согласованию с территориальным управлением Дер-жнаглядохоронпраци и территориальным органом МНС._ 4.15. ПЛАС принадлежит просматривать через

4.16. Внеочередной пересмотр ПЛАС осуществляется по распоряжению (предписанию) органов Госнадзорохрантруда, а также при изменениях в технологии, аппаратурного оформления, метрологическом обеспечении технологических процессов, изменениях в организации производства, при наличии данных об авариях на аналогичных предприятиях (объектах).

В таких случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств, ПЛАС пересматривается полностью или в него вносятся изменения и дополнения. В последнем случае согласованию и утверждению подлежат только эти изменения и дополнения.

Сроки внеочередного пересмотра согласуются с территориальным управлением Госнадзорохрантруда.

4.16.1. ПЛАС должен пересматриваться и корректироваться с учетом изменений жилищного строительства и развития в данном районе, совершенствование действий при авариях и опыта, накопленного во время тренировок и проверок.

4.16.2. После аварии следует пересматривать и при необходимости вносить изменения в ПЛАС на основе полученного опыта.

4.17. С целью последующей оценки и корректировки ПЛАС, накопления и изучения опыта, нужно проводить анализ действий и решений, принятых во время аварии.

 

5. АНАЛИЗ РИСКА предприятия (объекта)

 

5.1. Анализ опасности предприятия (объекта) производится на основе подробного рассмотрения его состояния согласно требованиям настоящего Положения, межотраслевой и отраслевой нормативной документации, рекомендаций справочной и научно-технической литературы, а также с учетом аварий и аварийных ситуаций, происходивших на нем и аналогичных предприятиях (объектах).

5.2. При анализе опасности предприятия (объекта) необходимо определить все возможные аварийные ситуации и аварии, в том числе и маловероятны, с катастрофическими последствиями, которые могут возникать на предприятии, рассмотреть сценарии их развития и оценить последствия.

5.3. Выявление возможностей и условий возникновения аварий должно выполняться на основе анализа особенностей работы как отдельного оборудования (аппаратов, машин и т.п.), так и их группы (технологических блоков), а также с учетом опасных свойств веществ и материалов, используемых в производстве.

5.3.1. Выявление возможных аварий нужно проводить в такой последовательности.

5.3.1.1. Определить наличие на предприятии опасных веществ, опасных режимов работы оборудования и объектов.

К опасным веществам относятся:

взрывопожароопасные вещества;

вредные вещества.

Опасные режимы характеризуются следующими технологическими параметрами, как давление, вакуум, температура, напряжение, состав технологической среды и т.д.

5.3.1.2. Выявить потенциальные виды опасности для каждой единицы оборудования (аппарата, машины) и процесса, проходящего в нем.

К видам опасности, которые рассматриваются, относятся:

пожар;

взрыв (внутри оборудования, в зданиях или окружающей среде);

разрыв или разрушение оборудования;

выброс вредных веществ;

сочетание перечисленных видов опасности.

5.4. Для выявленных потенциально опасных объектов нужно прогнозировать сценарии возникновения и развития возможных аварий, приводящих к реализации потенциальных опасностей. Сценарий должен начинаться с события (стадии), образующей непосредственную угрозу выхода технологического процесса из-под контроля и возникновения аварии.

При этом следует учитывать параметры состояния веществ (температура, давление, агрегатное состояние и др.) и состояние оборудования, которые соответствуют как нормальном технологическом режима, так и режимам, которые возможны при наступлении и развития аварии.

5.5. На каждой стадии развития аварии требуется:

оценить количество опасных веществ, которая может принять участие в аварии, прогнозируется;

установить поражающих факторов, присущих вида опасности, который реализуется при аварии;

оценить последствия воздействия поражающих факторов аварии на соседние объекты и людей с учетом свойств этих объектов и их взаеморозташуван-ния: определяются масштабы зон разрушения, поражения людей и заражения местности;

определить безопасные зоны и места возможных хранилищ, пути эвакуации, не попадают под влияние поражающих факторов аварии.

По результатам анализа возникновения и развития аварий и оценки их последствий необходимо установить возможность перехода аварии на уровне "Б" и "В".

5.6. Для каждой стадии сценария развития аварии предоставляется код. Типовая схема построения сценариев возникновения и развития аварии, постадийного анализа условий возникновения и развития аварии предоставляется в приложениях 2 и 3.

5.7. Оценка последствий аварии и ее отдельных стадий производится с помощью методик, которые приводятся в

нормативно-технической документации и справочной литературе.

5.8. Анализ опасности предоставляется в виде отчета или пояснительной записки, который должен содержать:

использованную исходную информацию или ссылки на документы, в которых она содержится;

описание использованных методов анализа и методик оценки или соответствующие ссылки на них;

результаты расчетов и оценок.

Результаты анализа предоставляются:

для оборудования (аппаратов, машин и т.д.) - в виде карточки опасности, требования к которой приведены в приложении 4;

для технологического блока (стадии технологического процесса) - в виде краткой характеристики опасности блока, требования к которой приведены в п. 6.3.3.4;

для предприятия - в виде плана предприятия, требования к которому приведены в п. 6.4.2;

для региона - в виде ситуационного плана, требования к которому приведены в п.7.3.1.2.

5.9. Результаты выполненного анализа должны пройти независимую экспертизу.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ ПЛАС ДЛЯ АВАРИЙ НА УРОВНЯХ "А" И "Б"

 

6.1. Оперативная часть ПЛАС разрабатывается для руководства действиями персонала предприятия, добровольных и специализированных подразделений с целью предотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их в целях сведения к минимуму последствий аварии для людей, материальных ценностей и окружающей среды, предотвращения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасения и выводу людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

6.2. При разработке оперативной части нужно:

обеспечить согласованность действий персонала предприятия и спецподразделений;

ввести перечень должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных действий;

ввести порядок осуществления связи со спец-подразделениями, органами государственного надзора и органами местного самоуправления;

изложить действия персонала предприятия и спецподразделений по локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития. В тех случаях, когда в спецподразделениях есть свои планы действий, может быть вместо описания даны ссылки на эти планы;

предоставить опознавательные признаки уровней аварии и их значения, по которым руководство работами по локализации и ликвидации аварии переходит на уровне "Б" и "В".

6.3. Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровне "А" должна содержать:

блок-схему производства (цеха, отделения, производственного участка);

план производства (цеха, отделения, производственного участка);

блок-карты объектов (цехов, отделения, производственных участков), входящих в состав производства;

описание действий персонала;

список и схему оповещения должностных лиц, должны быть срочно оповещены об аварийной ситуации (аварии);

список работников, привлекаемых к локализации аварии, лиц, дублирующие их действия при отсутствии первых с любым причинам, с указанием мест их постоянной работы, жительства и телефонов;

перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты, которые должны быть использованы при локализации аварии, с указанием мест их хранения (аварийных шкафов);

обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварии;

инструкцию по аварийной остановке производства (цеха, отделения, производственного участка).

6.3.1. В блок-схеме производства (цеха, отделения, производственного участка) определяются его составляющие части без детализации.

На блок-схеме определяются прямые и обратные межцеховые потоки, их характеристики и параметры, соответствующая, в т.ч. и предельная для производства (цеха, отделения, производственного участка) отсекающая арматура, имеющие непосредственное значение для локализации (ликвидации) аварии.

Каждый элемент блок-схемы должен иметь букве-не или цифровое обозначение, соответствующее номеру позиции или условному обозначению, нанесенное на месте и / или определено технологическим регламентом.

6.3.2. На плане производства (цеха, отделения, производственного участка) должно быть указано местоположение:

основного технологического оборудования и коммуникаций;

отсечной запорной арматуры, которая имеет непосредственное отношение к локализации (ликвидации) аварии;

средств противоаварийной защиты, связи и оповещения;

эвакуационных выходов и маршрутов эвакуации;

путей подъезда, участков для установки и маневрирования спецтехники;

хранилищ и мест укрытия.

На плане могут быть дополнительно нанесены места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций, размеры и границы потенциально опасных зон и другие характеристики возможных аварий.

Дополнительно могут указываться количественные показатели, характеризующие потенциальную опасность блоков, показатели тяжести последствий возможных аварий, основные дестабилизирующим факторы и критические значения параметров процесса.

6.3.3. Блок-карту принадлежит составлять для каждого объекта, входящего в состав производства (цеха, отделения, производственного участка), который рассматривается.

Блок-карта должна содержать:

принципиальная технологическая схема объекта;

план расположения оборудования объекта;

краткую характеристику опасности технологических блоков, входящих в состав объекта.

Каждый элемент блок-карты должен иметь буквенное или цифровое обозначение, соответствующее номеру позиции или условному обозначению, что нанесено на месте и / или определено технологическим регламентом.

6.3.3.1. На принципиальной технологической схеме и на плане расположения оборудования должны быть определены границы технологических блоков.

Пределами технологических блоков могут быть, как правило, автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности практического использования в аварийной ситуации), установленная на трубопроводах или оборудовании как по прямому, так и по обратному потоку материальной среды.

В случае обращения в технологической системе пилостворю-вальных дисперсных продуктов пределами блока могут быть шнековые питатели, секторные затворы и другие устройства, обеспечивающие плотность (герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва.

6.3.3.2. На принципиальной технологической схеме следует отразить технологические параметры и основные технические характеристики оборудования, прямые и обратные технологические потоки (с указанием их условного сечения, производительности и параметров), регулирующую и запорную арматуру (условное обозначение, тип исполнения, быстродействие), приборы, средства и системы контроля и регулирования, системы протиава-рийного защиты (с указанием их основных характеристик), которые имеют непосредственное отношение к локализации (ликвидации) аварии.

Запрещается перегружать схему элементами, не имеющие прямого отношения к ликвидации аварийной ситуации (аварии).

6.3.3.3. На плане расположения оборудования ука-начуються места размещения оборудования объекта с указанием технологических потоков, отсечной запорной арматуры, систем противоаварийной назначения, пультов (устройств) управления, автоматических спо-оповестителей и средств связи, которые имеют непосредственное отношение к локализации (ликвидации ) аварии. В случае необходимости план составляется для каждой отметки.

6.3.3.4. В краткой характеристике опасности технологического блока должны быть указаны:

основные опасности блока и их характеристики (например, количество вредных веществ, энергетический потенциал взрывобезопасности и др.);

возможные аварии и зоны поражения;

другие необходимые сведения.

6.3.4. Раздел "Описание действий персонала" следует оформлять в виде таблицы, содержащей три графы:

графа 1 "Наименование и код аварии (стадии)". В этой графе указываются наименование стадии развития аварии по принятым сценариям с указанием кода и места;

графа 2 "Опознавательные признаки". В этой графе указываются отличительные признаки с указанием средств контроля, их позиций и показаний, а также внешних эффектов и других критериев, по которым может быть идентифицирована та или иная стадия развития аварии;

графа 3 "Перечень исполнителей, порядок их действий".

6.3.5. Порядок действий исполнителей должна предусматривать: выявление и оценку аварии или угрозы ее возникновения по опознавательными признаками;

оповещение персонала производства (цеха, отделения, производственного участка) и диспетчера предприятия (объекта) об аварии или угрозу его возникновения;

включение противоаварийных систем;

отключение поврежденного участка, полную или частичную остановку производства (цеха, отделения, производственного участка);

вывод из опасной зоны персонала, с указанием порядка обеспечения его средствами индивидуальной защиты;

другие мероприятия, предотвращающие развитие аварии, с учетом специфики производства.

Описывая действия персонала, следует особенно подчеркнуть те из них, которые не терпящих отлагательств и требуют немедленного исполнения.

Описывая действия спецподразделений, принадлежит отметить ориентировочное время их прибытия и развертывания.

6.3.6. В инструкции по аварийной остановке производства (предприятия), которая является составной оперативной части ПЛАС, для каждой аварии должны быть определены последовательность введения в действие систем про-тиаварийного защиты, отключения аппаратов и механизмов, отключения электроэнергии и других энергоносителей, режим работы вентиляции и систем очистки воздуха, порядок использования средств спасения людей и ликвидации аварии.

При этом должно быть учтено влияние выполняемых переключений и отключений на работу систем противоаварийной защиты, жизнеобеспечения и других систем, которые являются существенными при ликвидации аварии.

6.3.7. Обязанности ВК изложены в разделе 8 (пункт 8.4.1).

6.4. Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровне "Б" включает в себя дополнительно к перечисленным в п. 6,3 следующие документы:

блок-схему предприятия;

план предприятия.

6.4.1. В блок-схеме предприятия нужно обозначить производства без разделения их на отдельные цеха, отделения или производственные участки (по аналогии с блок-схемой производства), прямые и обратные межве-производственные потоки, их характеристики и параметры, межпроизводственной и предельную для предприятия обтравочную арматуру, ее тип и основные технические характеристики (условное обозначение, тип исполнения, быстродействие), имеющие непосредственное отношение к локализации (ликвидации) аварии.

Каждый элемент блок-схемы должен иметь букве-не или цифровое обозначение, соответствующее номеру позиции или условному обозначению, нанесенные на месте и / или приняты технологическим регламентом.

6.4.2. На плане предприятия нужно определить:

местоположения производств;

места скопления опасных продуктов с указанием наименования и массы продукта;

прямые и обратные межпроизводственной потоки, их характеристики и параметры;

межпроизводственной отсекающая арматура, ее тип и основные технические характеристики;

средства противоаварийной защиты;

средства связи и оповещения;

эвакуационные выходы и маршруты эвакуации;

хранилища и места укрытия;

пути подъезда, места установки и маневрирования спецтехники;

места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций (аварий);

зоны возможного поражения обслуживающего персонала предприятия с учетом распространения взрывных и ударных волн, направления движения взрывоопасных и токсичных облаков.

Как план предприятия, может быть использован генплан с необходимыми приложениями.

6.4.3. Обязанности ВК изложены в разделе 8 (пункт 8.4.2).

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ ПЛАС ДЛЯ АВАРИЙ НА УРОВНЕ "В"

 

7.1. Оперативная часть разрабатывается для руководства действиями соответствующих служб и подразделений с целью предотвращения развития аварии и распространению ее на другие предприятия (объекты), спасанию и выведению людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

7.2. При разработке оперативной части следует определить всех участников противоаварийных действий. Кроме того, нужно реально определить их функции, ресурсы, обязанности и степень участия. В состав участников противоаварийных действий должны входить:

органы Госнадзорохрантруда и Госпожнадзора;

специальные формирования: районная (объектовая) пожарная часть, военизированная газоспасательная служба и другие;

милиция, медицинская (в т.ч. больницы), транспортная службы и служба социального обеспечения;

органы по руководству аварией и / или территориальные органы МЧС;

коммунальные службы района (города);

руководство предприятия;

органы массовой информации и связи;

органы здравоохранения и окружающей среды.

7.2.1. При разработке оперативной части нужно:

предусмотреть процедуру привлечения населения к работам по локализации и ликвидации аварии;

предусмотреть согласованные действия производственного персонала, всех привлеченных подразделений и служб, а также населения;

обеспечить совместные действия персонала расположенных рядом предприятий (объектов) и органов местного самоуправления соседних районов.

7.3. Оперативная часть должна содержать:

титульный лист (приложение 5);

ситуационный план с приложениями;

обязанности ВК, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварии.

7.3,1. Ситуационный план разрабатывается для осуществления руководства и координации действий персонала предприятия (объекта), спецподразделений, формирований МЧС, других организаций, привлекаемых для локализации аварии, организации крупномасштабных спасательных работ и эвакуации людей из опасных зон.

7.3.1.1. На ситуационном плане обозначаются промышленная площадка предприятия (объекта) на местности, а также жилые районы, населенные пункты, другие предприятия и организации, расположенные рядом с ним и на которые может распространяться действие поражающих факторов аварии. Размер территории, охватываемой ситуационным планом, определяется масштабом зон поражения (заражения).

7.3.1.2. На ситуационный план наносятся:

зоны возможного поражения при различных сценариях развития аварий;

численность людей в этих зонах и при достижении их поражающих факторов аварии с учетом скорости и направления ветра, погодных условий, рельефа местности;

возможные пути эвакуации населения и безопасные зоны, хранилища, укрытия;

местоположения средств противоаварийной защиты, источников аварийного энерго-и водоснабжения, а также наличие и местонахождение запасов средств пожаротушения: воды, пенообразователя, огнегасящей-го порошка, средств защиты органов дыхания;

местоположения аварийно-спасательных подразделений, пожарных частей и т.д., возможные места их развертывания и маневрирования;

места скопления опасных продуктов вне территории предприятия с указанием наименования и массы продукта.

7.3.1.3. К ситуационному плану прилагаются:

план предприятия (объекта), который отвечает требованиям п. 6.4.2;

схема связи, порядок оповещения и взаимодействия органов управления комиссии по чрезвычайным ситуациям с организациями и формированиями МЧС, привлекаемых при этом, как в данном, так и в соседних регионах (в случае необходимости);

сведения о наличии частей МЧС, радиационной и химической защиты, пожарных и газорятуваль-ных частей, медицинских служб, их численности, оснащенности, времени развертывания;

сведения о невоенизированных формирований предприятия (объекта);

сведения о наличии средств пожаротушения и нейтрализации выбросов на предприятии (объекте) и в спецслужбах;

мероприятия по эвакуации и спасения людей с указанием перечня, места расположения и порядка привлечения защитных сооружений, медицинских служб и средств, технических и транспортных средств, средств индивидуальной защиты людей, в т.ч. с указанием количества технических и других средств, необходимых для этого;

состав штаба (оперативной группы для ликвидации аварии) и порядок оповещения его членов;

порядок оповещения работников предприятия (объекта) и населения, проживающего вблизи предприятия (объекта), об аварии;

порядок постоянной информации о ходе развития аварии, хода работ по ее локализации (ликвидации), относительно надлежащего поведения и мер безопасности на данный момент;

порядок организации разведки пожара;

порядок организации разведки и наблюдения очага химического поражения, зоны возможного заражения вредными веществами;

организация медицинского обеспечения, жизнеобеспечения эвакуированных в местах их сбора;

порядок проведения мероприятий по снижению запаса вредных веществ и безаварийной остановки производства;

порядок взаимодействия между спецподразделениями и привлеченными организациями.

7.4. Обязанности ответственного руководителя работ изложены в разделе 8 (пункты 8.4.1; 8.4.2; 8.4.3).

 

8. ПОЛНОМОЧИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ответственный руководитель работ

 

8.1. Руководство работами по ликвидации аварии, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов аварии на имущество (собственность), людей и окружающую среду осуществляет ВК.

С целью облегчения выявления ВК среди лиц, находящихся в месте расположения органа руководства локализацией аварии, он должен иметь одежду (каску, куртку и т.д.) яркого оранжевого цвета. Запрещается другим лицам, кроме ВК, носить одежду, окрашено аналогичным цветом.

8.2. Запрещается вмешиваться в действия ВК. При явно неверных действиях ответственного руководителя работ, вышестоящее руководящее лицо имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить для этого другую соответствующее лицо.

8.3. Обязанности ВК выполняют:

на уровне развития аварии "А" - начальник производства (цеха, отделения, производственного участка). До его прибытия на место аварии обязанности ВК выполняет его заместитель либо специально назначенное лицо, которое должно быть указано в ПЛАС;

на уровне развития аварии "Б" - руководитель предприятия. До его прибытия на место аварии обязанности ВК выполняет его заместитель либо специально назначенное лицо, которое должно быть указано в ПЛАС;

на уровне развития аварии "В" - должностное лицо,

назначенная решением органа местного самоуправления. До его прибытия на место обязанности ВК выполняет руководитель предприятия.

При возникновении во время аварии пожара ответственным руководителем тушению является старшее должностное лицо Государственной пожарной охраны МВД Украины.

8.4. ВК обязан:

8.4.1. На уровне развития аварии "А":

оценить условия, выявить количество и местонахождение людей, застигнутых аварией, принять меры по оповещению работников предприятия и населения (при необходимости) об аварии;

принять меры по окружения района аварии и опасной зоны;

принять немедленные меры по спасению людей, локализации и ликвидации аварии;

обеспечить вывод из опасной зоны людей, не принимающих непосредственного участия в ликвидации аварии;

ограничить допуск людей и транспортных средств в опасную зону;

контролировать правильность действий персонала, а в случае необходимости - действия газоспасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварии на производстве, и выполнения своих распоряжений;

информировать непосредственное руководство, органы Госнадзорохрантруда, а при необходимости территориальные органы МЧС, органы местного самоуправления и средства массовой информации о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ;

уточнять и прогнозировать ход развития аварии, при необходимости вносить коррективы в оперативную часть плана.

8.4.2. На уровне развития аварии "Б" дополнительно к п. 8.4.1:

сообщить о месте нахождения органа управления работами по локализации аварии;

уточнить с территориальным органом МЧС, организациями здравоохранения и другими организациями порядок эвакуации пострадавших, персонала предприятия, а в случае необходимости - и местного населения;

руководить действиями персонала предприятия, газоря-тувальних, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварии на предприятии и контролировать выполнение своих распоряжений.

8.4.3. На уровне развития аварии "В" дополнительно к пп. 8.4.1; 8.4.2:

уточнить с территориальным органом МЧС, организациями здравоохранения и другими организациями порядок эвакуации пострадавших, персонала соседних предприятий и организаций, а в случае необходимости - и местного населения;

определить круг и порядок привлечения организаций, технических и транспортных средств, наличие и потребность в медикаментах, средствах пожаротушения, средствах индивидуальной защиты и др., способ их доставки, местоположение пострадавших и эвакуированных людей;

организовать оказание медицинской помощи пострадавшим;

организовать питание и отдых лиц, участвующих в ликвидации аварии.

 

9. ОБЯЗАННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА (руководителя) предприятия (ОБЪЕКТА)

 

Собственник (руководитель) предприятия (объекта) обязан:

9.1. Разработать специальные программы (с определением приоритетности реализации), предусматривающих дооснащение средствами контроля, автоматического регулирования, оборудованием вибухопопередження и взрывозащиты, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки предприятия (объекта), оповещения, защиты и спасения людей, создание запасов дегазувальних реагентов , совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории предприятия и за его пределами, и прочее, если при разработке ПЛАС выявляется недостаточная готовность предприятия (объекта) до противоаварийной защиты,

9.2. Предусмотреть в случае необходимости установку резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты. Например, должны существовать резервные сети связи, должны быть назначены дублеры для ведущих специалистов, должен быть определен альтернативный центр руководства, если нарушены функционирования основного центра, должны быть продублированы жизненно важные узлы на объектах повышенной опасности.

9.3. Обеспечить оперативность обнаружения, эффективность локализации и ликвидации аварии за счет применения технических средств с должным надежностью и быстродействием.

9.4. Обеспечить соответствие оперативности действий персонала предприятия динамике развития возможных аварий путем обеспечения распределения обязанностей между производственным персоналом, использование надежных средств оповещения и связи и рационального расположения пультов (устройств) руководства противоаварийными системами.

При определении обязанностей персонала в случае аварии, нужно учитывать возможность отсутствия отдельных рабочих вследствие болезни, отпуска, праздников.

9.5. Оперативно уведомлять органы, отвечающие за действия по локализации аварии, о всех случаях, связанных с опасными веществами и могут нанести вред здоровью человека и окружающей среде. Сообщение должно осуществлять должностное лицо, имеющее на это право и может предоставить, как можно оперативнее, информацию о характере случае, опасные вещества, которые задействованы в нем, потенциальную сложность случае, возможность выявления действия поражающих факторов аварии за пределами территории предприятия.

9.6. Предусматривать обеспечение современными анти-дотами и другими фармацевтическими препаратами, в т.ч. кислородом, если на предприятии есть вредные вещества, а также обеспечить наличие постоянно обновляемого запаса соответствующих медицинских препаратов, которые необходимы при аварии, дезактивационного оборудования для применения на площадке и в больницах, а также, при возможности, средств защиты для персонала медицинских бригад неотложной помощи.

9.7. Передать органам местного самоуправления результаты выполненного анализа опасности предприятия (объекта), а также другие материалы, необходимые для разработки ПЛАС.

9.8. Предоставить средствам массовой информации данные о всех опасностях, которые были установлены в процессе анализа.

9.9. Сотрудничать с центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при разработке оперативной части ЛЛАС для аварий уровня "В".

 

10. ВНЕДРЕНИЕ ПЛАС

 

10.1. ПЛАС и изменения к нему (в нужном для качественного выполнения своих обязанностей объеме) должны быть изучены персоналом организаций, участвующих в ликвидации аварии, и соответствующими спецслуж-бами.

10.2. Допуск к работе лиц, в установленном порядке не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний ПЛАС, запрещается.

10.3. Персонал всех организаций, участвующих

в ликвидации аварии, должен проходить обучение и практическую подготовку с целью поддержания постоянной готовности.

10.4. На больших предприятиях для персонала может быть организовано специальное курсовое обучение по ПЛАС на учебно-тренировочных полигонах, с использованием компьютерных тренажеров и других современных технических средств обучения.

10.5. В течение года из вероятных аварийных ситуаций, предусмотренных ПЛАС, должны проводиться учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги.

График проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог утверждается руководителем предприятия (объекта) или органа местного самоуправления, в зависимости от уровня аварии и согласовывается с территориальным управлением Госнадзорохрантруда и территориальным управлением МЧС.

10.6. Учебные тревоги проводятся под руководством ВК с участием всех организаций, участие которых предполагается оперативной частью ПЛАС.

10.7. При неудовлетворительных результатах учебной тревоги она должна быть проведена повторно в течение 10 дней, после детального изучения допущенных ошибок.

10.8. При проведении тренировок следует практиковать участие независимых наблюдателей, поскольку это обеспечивает объективную оценку недостатков или ошибок ПЛАС.

10.9. Необходимо также проводить тренировки в экстремальных условиях (например, во время пересменки, ночью, в холодную погоду, др.).

10.10. Персонал сторонних организаций и лица, посещающие предприятие (объект), должны быть проинструктированы о своих действиях в случае возникновения аварии.

10.11. Необходимо поддерживать постоянную готовность оборудования и средств информации, которые требуются для получения необходимых данных в   случае аварии.Сюда можно отнести, например, аналитические методы и средства для обнаружения опасных веществ, а также меры, которые внедряются при повреждении защитной оболочки опасного вещества.

10.12. Необходимо уведомить население о системах оповещения об аварийной ситуации (аварии), которые используются. Эти системы необходимо периодически проверять.

 

Начальник управления по надзору в химической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности Ю.М. Герасименко

 

Приложение 1 к пункту 4.11

Положение по разработке планов

локализации и ликвидации аварийных

ситуаций и аварий

 

 

Форма титульного листа

(Наименование предприятия (объекта)

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

(Фамилия, инициалы) (подпись)

"___"_______ 19 _ г.

 

ПЛАН ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ И АВАРИЙ

_____________________________________________________________________

(Наименование производства (цеха, отделения, производственного участка)

 

Внесены изменения

 

 

 

 

 

(Номер изменения)

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

 

 

 

 

(Должность)

 

(Подпись)

 

(Фамилия, инициалы)

Начальник производства

 

 

 

 

 

(Должность)

 

(Подпись)

 

(Фамилия, инициалы)

 

 

Приложение 2

С пунктом 5,6. Положения разработки планов

ликвизации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий

 

ТИПОВАЯ СХЕМА БЫТОВАЯ СЦЕНАРИЕВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВАРИИ

 

 

 

 

 

Приложение 3

с пунктом 5.6 Положения о разработке

планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий

 

ТИПОВАЯ СХЕМА постадийного АНАЛИЗА УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВАРИЙ

Наименование стадии развития аварийной ситуации (аварии)

основные принципы анализа условий возникновения (перехода на другую стадию) аварийной ситуации (аварии) и ее последствий

Способы и средства предупреждения, локализации аварии

1.

2.***

1.

 

выход параметров за критические значения

проверка изученности свойств применяемых веществ, их анализ, выявление особо опасных веществ, выявления параметров, определяющих опасность технологических процессов и их критические значения, оценка достаточности оснащения средствами, исключающими выход параметров за допустимые пределы, их эффективность, надежность

дооснащение технологических процессов средствами контроля, управления и противоаварийной защиты, повышения их надежности и эффективности; совершенствованию технологических процессов

Износ, усталость материала аппарата

Проверка изученности коррозионных свойств применяемых веществ, наличие данных о скорости коррозии и износа; соответствие материала оборудования (трубопроводов), защитного покрытия, уплотнительных материалов. Наличие условий для механического повреждения оборудования (трубопроводов) от внешних и внутренних источников воздействия

Применение оборудования повышенной надежности, эффективного защитного покрытия и защитных устройств

Повышенная вибрация

Проверка надежности и верности крепления аппаратов, машин, трубопроводов, спивосности соединений устройств, обращающихся

Своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов

Образование взрывоопасной среды в аппарате 

Анализ взрывопожароопасных свойств веществ под давлением и при температуре технологических процессов, оценка возможности и условий образования взрывоопасной среды 

Флегматизация взрывоопасной технологической смеси инертными газами, введение ингибиторов, изменение состава технологической среды, температуры и давления процесса, способа введения реагентов к аппарату

Наличие источников зажигания в аппаратуре и за оборудованием

Анализ взрывопожароопасных характеристик веществ под давлением и при температуре технологических процессов, оценка возможности и условий образования источников зажигания в середине аппаратов

Сокращение времени пребывания технологической среды в аппарате, заземление оборудования, применение средств отвода и нейтрализации статического электричества

Взрыв в аппаратуре

Наличие постоянных и случайных источников зажигания и их характеристики по сравнению с температурой самовоспламенения и минимальной энергией зажигания. Наличие взрывоопасной смеси

Исключение источников зажигания, применение средств контроля и регулирования по предотвращению образования взрывоопасной смеси

Разрушение аппаратуры

Анализ количественных энергетических характеристик взрыва (избыточное давление, скорость нарастания давления) и сравнение их с характеристиками прочности аппаратуры. Наличие средств защиты оборудования от разрушения при взрыве (предохранительные клапаны, взрывные мембраны, отсечений и т.п.)

Оснащение предохранительную. ними устройствами, автоматическими системами подавления взрыва, повышение прочностных аппаратуры

Выброс продукта из аппаратуры

 

Определение массы выброшенного продукта, его состава, агрегатного состояния, физико-химических, взрывоопасных и токсичных свойств. Проверка состояния межблочных средств, которые перекрывают поступление в аппаратуру прямых и обратных потоков технологической среды и теплоносителей; их соответствие требованиям нормативных документов, проверки быстродействия отключающих средств; проверка навыков обслуживающего персонала по приведению в действие блокировочных средств. Оценка возможности возникновения взрывоопасных паро-, пыле-, газовоздушных смесей, размера площади разлива жидкости

Блокировка аварийной аппаратуры, ограничения площади разлива жидкой фазы и ее: отвод в закрытые системы, слив жидкой фазы из аппаратуры в аварийную емкость. : Сброс газовой фазы на факел (закрытую систему, установку нейтрализации). Вывод людей из опасной зоны

 

Разгерметизация аппаратуры

Проверка соответствия оборудования, трубопроводов, запорной арматуры, предохранительных и уплотнительных устройств и т.д. требованиям нормативов (проекту, регламентам), оценка технического состояния аппаратуры (качество сварных соединений, составление разъемных соединений, степень износа и т.д.); оценка порядка и полноты диагностического контроля, эффективности планово-предупредительных ремонтов и т и.

Развитие базы диагностирования и дефектоскопии оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; замена морально устаревшего, изношенного и не соответствующего нормативам оборудование

Образование паро-пыле-газового облака

Оценка рациональности объемно-планировочных решений, наличие застойных зон, препятствующих рассеянию; оснащенность автоматическими газосигнализаторами (газоанализаторами), эффективной аварийной вентиляцией, поглощающий санитарными установками

Планирование технологических систем (установок) с хорошо проветриваемым площадкой; оснащение помещений эффективной вентиляцией (санитарными установками), приборами контроля воздушной среды

Взрыв паро-, пыле-, газовоздушных облаков в объеме помещения, наружной установки

Оценка возможных размеров, формы, концентрации, направления дрейфа взрывоопасной облака; наличия и характеристик постоянных и случайных источников зажигания. Расчет зон разрушений и оценка влияния новых разрушений на развитие аварии (эффект "домино")

Исключение источников зажигания. Рациональное планирование расположения оборудования на площадке. Оснащение устройствами защиты персонала от поражающих факторов аварии (взрывная волна, высокая температура и т.д.)

Возникновения пожара

 

Оценка и анализ: возможных масштабов пожара (площадь, количество горючих продуктов, состав продуктов сгорания, в т.ч. неполного); наличия и эффективности средств пожаротушения; умения персонала действовать при ликвидации очага возгорания; оперативности и оснащение ГПЧ; наличия и характеристик источников зажигания

Исключение источников зажигания; оснащение эффективными средствами пожаротушения, средствами сигнализации-и связи; действия персонала и слецпидроздилив по спасению людей, тушению пожара

Переброска пламени на другие объекты

Анализ количественных энергетических характеристик пожара (энергия излучения); наличие смежных блоков (установок), ЦПУ, административных, бытовых, вспомогательных зданий (помещений) с постоянным пребыванием людей в зоне опасно! интенсивности открытого пламени пожара

Рациональное планирование промышленной площадки. Размещение оборудования, зданий административного, бытового и вспомогательного назначения вне зоны возможного распространения пожара

Травмирования людей

Анализ количественных энергетических характеристик пожара (энергия излучения) и взрыва; наличие и количество людей в зоне возможного поражения

Рациональное планирование промышленной площадки. Размещение вне зоны возможного влияния пожара зданий административного, бытового и вспомогательного назначения; действия персонала и спецподразделений по спасению людей

Перегрев оборудования с ЛВЖ, ГЖ и сжиженными газами при пожаре с последующим взрывом

Наличие емкостного оборудования с горючими продуктами в зоне возможного распространения пожара (разлив продуктов). Наличие и эффективность систем аварийного опорожнения и сброса на факел (свечу), систем орошения (охлаждения), экранов и т.д.

Вынос емкостного оборудования из зоны возможного распространения пожара. Оснащение его средствами аварийного опорожнения, сброс на факел, системами орошения (охлаждения); установке экранов и т.д.

Разрушение аппаратуры, коммуникаций зданий, сооружений, травмирования людей

Анализ количественных характеристик взрыва (энергия, которая реализуется, избыточное давление взрыва, радиусы зон интенсивности воздействия ударной волны, наличие смежных блоков (установок), ЦПУ, административных, бытовых, вспомогательных зданий - (помещений) с постоянным пребыванием людей в зоне опасной интенсивности ударной волны

Рациональное планирование промышленной площадки, размещение зданий административного, бытового и вспомогательного назначения вне опасной зоны; реализация мероприятий по повышению устойчивости зданий ЦПУ, систем управления и протиаварийного защиты; организация оповещения об опасности и эвакуации персонала из опасной зоны; внедрение автоматических систем безопасной остановки производства в аварийной ситуации; действия персонала и спецподразделений по спасению людей

Распространение токсичного облака

Оценка возможных размеров, формы, концентрации, направления и скорости дрейфа облака; наличие и эффективность систем локализации и осаждения токсичного облака, наличие нужного количества людей и усиления персонала для действий при аварийной ситуации

Обеспечение оперативной информацией о метеорологических условиях; внедрение компьютерных систем математического моделирования и прогнозирования распространения токсичного облака; оснащение эффективными осадительными и заградительными системами; действия персонала и спецподразделений по локализации и уничтожению отходов

Интоксикация людей

 

Оценка рациональности генплана предприятия, наличия и количества людей в зонах возможного поражения; оснащение средствами индивидуальной и коллективной защиты, оповещения и эвакуации людей из опасной зоны и оценка их эффективности

Снижение количества людей в опасной зоне, оснащение эффективными системами защиты, оповещения и эвакуации людей; действия персонала и спецподразделений по спасению людей

Заражения территории предприятия

Проверка изученности токсичных свойств применяемых веществ, для определения массы выброшенного продукта. Оценка их воздействия на окружающую среду, эффективности предусмотренных проектом технических средств нейтрализации, дезактивации и т.д.

Отвод жидкой фазы к закрытым системам. Применение систем нейтрализации, дезактивации, санитарных установок

Развитие аварии за пределами предприятия

Прогнозирование возможных масштабов и путей дальнейшего развития аварии с учетом енергонасичености предприятия

Действия по локализации и ликвидации аварии под руководством комиссии по чрезвычайным ситуациям и формирований МЧС

Заражение окружающей среды: почвы, наземной и почвенной воды, воздушного бассейна

Оценка количества и агрегатного состояния токсичных веществ, которые могут выйти за территорию предприятия во время аварии, а также масштаба их распространения с учетом рельефа местности, метеорологических условий. Проверка изученности их токсических свойств. Оценка их влияния на окружающую среду, наличие технических средств сбора, нейтрализации, дезактивации и т.д.

Обеспечение оперативной информацией о метеорологических условиях; внедрение компьютерных систем математического моделирования и прогнозирования по распространению токсичных веществ различного агрегатного состояния; оснащение эффективными осадительных и заградительными системами; действия персонала предприятий и организаций, а также населения по локализации и уничтожению токсичных веществ под руководством комиссии по НС и формирований МЧС

Пожары и взрывы в населенных пунктах

Оценка возможности возникновения пожаров и взрывов в населенных пунктах в результате воздействия поражающих факторов аварии

Разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по предотвращению такой возможности

Распространение зараженной воды и загазованного воздуха в сопредельные государства

Оценка количества и агрегатного состояния токсичных веществ, которые могут выйти с территории предприятия во время аварии, а также масштаба их распространения с учетом рельефа местности, метеорологических условий Оценка наличия технических средств сбора, нейтрализации, дезактивации и т. д.

Разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по предотвращению такой возможности

Возникновения аварийных ситуаций на смежных предприятиях

Оценка возможности возникновения аварийных ситуаций на смежных предприятиях (объектах) вследствие воздействия поражающих факторов аварии

Разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по предотвращению такой возможности

Приложение 4

с пунктом 5.8 Положения по разработке планов

локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий

 

КАРТОЧКА ОПАСНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ (АППАРАТА)

 

1. Наименование оборудования.

2.*** Тип оборудования.

1. Номер позиции оборудования на технологической схеме (в регламенте).

2. Назначение оборудования (типовая технологическая операция, которая осуществляется в аппарате).

3. Перечень возможных аварий.

6. Сценарии возникновения и развития аварии в виде логических схем с присвоением кода каждой стадии.

7. </dc: publisher> Опознавательные признаки аварии,

8. Средства защиты, предусмотренные проектом и которые могут быть использованы для минимизации последствий сценария аварии, который рассматривается.

 

Приложение 5

с пунктом 7.3 Положения по разработке планов

локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий

 

Форма титульного листа

______________________________________
        (Наименование предприятия (объекта))

 

 

УТВЕРЖДАЮ Председатель Комиссии по ЧС

____________________________________
(Фамилия, инициалы) (подпись)

"___"_______ 19 _ г.

 

 

ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПЛАНА

ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ НА УРОВНЕ "В"

(Чрезвычайных ситуаций)

 

Внесены изменения (номер изменений) СОГЛАСОВАНО:

1. _____________ __________________ __________________________

             (Должность) (подпись) (фамилия, инициалы)

2.*** _____________ __________________ __________________________

             (Должность) (подпись) (фамилия, инициалы)

1. _____________ __________________ __________________________

             (Должность) (подпись) (фамилия, инициалы)

4. _____________ __________________ __________________________

             (Должность) (подпись) (фамилия, инициалы)

3. _____________ __________________ __________________________

             (Должность) (подпись) (фамилия, инициалы)

Дмитрий 2014-06-11 17:49:22
Учитывая, что регистрация в Минюсте НПАОП 0.00-4.33-99 отменена приказом №1672/5 от 13.11.2012 и в последнем реестре НПАОП он не числится, какой ещё нормативный документ требует разработки ПЛАС.


[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +5 ↓
Сергей Николаевич 2013-09-10 10:41:30
Добрый день. Проводим мониторинг по выбору разработчика ПЛАС. Если можно, хотелось бы от Вас получить перечень объектов, на которые Вы разрабатывали ПЛАСы с обязательным указанием стоимости выполненных работ.
Заранее спасибо, с уважением, Сергей Николаевич Плетенец.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ -4 ↓
Дмитрий 2013-07-27 12:46:06
Требуется разработать план действий при сильном снегопаде на объекте- Гипермаркет с торговой площадью более 10 тыс. м. кв. (площадь кровли аналогична)
Риски: Обрушение кровли, повреждение кровли при уборке от снега.
Требуется разработать план действий по снегопаду ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +3 ↓
Ирина 2013-05-24 02:55:32
Александр Юрьевич! У нас площадка кислородной станции требуется ли лицензия, кроме адсорберов ничего нет, давление 19,6 мПа. Инспектор требует ПЛАС.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +9 ↓
Aleks 2013-02-08 11:32:23
План разрабатывается для промышленных предприятий повышенной опасности. Специфические предприятия (аэропорты и т.д.) разрабатывают свои специфические планы. Техногенка тупо наезжает на всех, нагло требуя денег. План по сбору денег есть у каждого инспектора + себе еще хочется урвать. Мало того, что их перевели в МО, их разогнать надо.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +2 ↓
владимир 2012-12-26 16:11:20
Если установлены аппараты газовые бытовые и содержание газа в трубопроводах 340 грамм в единицу времени,необходимо разрабатывать этот план

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ -4 ↓
Александр Юрьевич 2013-03-27 14:03:09
Если у Вас проведена идентификация по постановлению КМУ №956 и Ваш объект признан объектом повышенной опасности или потенциальной опасности, если по идентификации согласно приказов МЧСУ №140 и методике к этому приказу приказ МЧСУ №98 (дат не запоминал) и Ваш объект признан потенциально опасным - тогда Вам НУЖЕН этот ПЛАС!

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +3 ↓
петр 2012-03-24 16:22:49
этот план нужно разрабатывать на всех предприятиях,или есть исключения?

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +7 ↓
владимир 2012-12-26 15:59:41
Сообщение от петр
этот план нужно разрабатывать на всех предприятиях,или есть исключения?



[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +11 ↓
Александр Юрьевич 2013-03-27 14:07:43
Читай мой предыдущий ответ. А вообще-то мы идентифицировали одну из мельниц, на которой НИЧЕГО из обычных опасностей не было, кроме зерна, отрубей, бумажных пакетов и муки, но они не идентифицируются по массе, то пришлось взять во внимание 1 кг серной кислоты, который получала лаборатория предприятия и идентифицировать его как ПОО (не забывайте, что зерновая и мучная пыль взрываются как тротил, а зерно при хранении может самонагреваться и возгораться и т.д.)

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +2 ↓

Страницы: [1]
Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua