Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 60.2-1.28-97 Правила охраны труда на автомобильном транспорте > 10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ >
НПАОП 60.2-1.28-97 Правила охраны труда на автомобильном транспорте

Действие этих Правил распространяется на все автотранспортные предприятия и организации, а так­же предприятия, в состав которых входят транспорт­ные цеха, участки, мастерские, гаражи и т.д. независимо от ведомствен­ной принадлежности и форм собственности.

Требования этих Правил обязательны для всех работников при организации и выполнении работ, связанных с эксплуатацией, профилактическим обслу­живанием и ремонтом транспортных средств, а также при проектировании и реконструкции предприятий, их производственных объектов, сооружений, разработке технологических процессов, оборудования и т.д.

Прикрепленные файлы (скачать)

 
 
Содержание

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕРРИТОРИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ
6. ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
7. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
8. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
9. САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
11. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОБОРУДОВАНИЮ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ, ИНСТРУМЕНТУ
12. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
13. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
14. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
15. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СТАНКАХ
16. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
17. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ, РАЗГРУЗКЕ И ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8

10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

10.1. Общие требования

10.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей, прицепов, полупри­цепов всех типов, марок, назначений, а также всех механических средств с рабочим объемом цилиндров более 50 см3 (далее – транспортные средства), нахо­дящихся в эксплуатации, должны отвечать Прави­лам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правилам дорожного дви­жения Украины, Санитарным правилам по гигиене труда водителей автомобилей (раздел 2, пп. 54, 51, 55 этих Правил), инструкциям заводов-изготовите­лей, а также этим Правилам.

10.1.2. К рабочему месту водителя автомобиля предъя­вляются следующие требования:

– ограждение рабочего места водителя в салоне легкового автомобиля-такси (защитный экран) и ав­тобуса, если оно предусмотрено конструкцией, долж­но быть в исправном состоянии;

– ветровое и боковое стекло не должно иметь трещин и затемнений, не допускается использовать дополнительные предметы или наносить покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухуд­шающие прозрачность стекла;

– боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемных механизмов;

– на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь ис­правную регулировку, обеспечивающую удобную по­садку водителя;

– ручки около дверного проема, замки всех две­рей кузова или кабины, а также привод управления дверьми, сигнализация работы дверей (открыто, зак­рыто), аварийные выходы автобусов и устройства приведения их в действие должны быть исправными;

– пол кабины (салона) автомобиля должен засти­латься ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений;

– уровни звука и эквивалентные уровни звука в кабинах грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА, в салонах легковых автомобилей и автобу­сов – 60 дБА;

– санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны быть в рабочем состоянии и обеспечивать поддержание в кабине (салоне) параметров микро­климата согласно установленным нормам (При­ложе­ние 6);

– содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны водителя в кабине (салоне) не должно превы­шать предельно допустимой концентрации (Приложе­ние 7).

10.1.3. Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнителями, препятствующи­ми проникновению отработанных газов в его кабину (салон).

10.1.4. Системы питания, смазки и охлаждения должны быть исправными и не иметь течи топлива, масла, антифриза, воды.

10.1.5. В отделениях, предназначенных для пас­сажиров и водителя, не должно быть никаких уст­ройств и элементов топливной системы.

Размещение элементов топливной системы долж­но быть таким, чтобы в случае вытекания топливо попадало только на дорогу и полностью исключало возможность его попадания на элементы выхлопной системы.

10.1.6. Элементы и соединения системы выпуска отработанных газов должны находиться в исправном состоянии.

10.1.7. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в под­капотное пространство.

10.1.8. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние транспортного средства полной массы на дороге с уклоном не менее 16%, а для легковых автомобилей, их модификаций для перевозки пассажиров, а также автобусов в сна­ря­женном состоянии – не менее 23% и для грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии – не менее 31%.

10.1.9. Стояночная тормозная система прицепа (полуприцепа) при отсоединении его от тягача долж­на обеспечивать неподвижное его состояние на укло­не, значения которого установлены в п. 10.1.8 для соответствующей категории транспортного средства, к кото­рой относится тягач.

10.1.10. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправ­ными и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.

10.1.11. Техническое состояние электрооборудо­вания автомобиля должно обеспечивать пуск двига­теля с помощью стартера, бесперебойное и своевре­менное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, без­отказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования долж­ны быть укреплены и иметь надежную неповрежден­ную изоляцию, исключающую возможность их обры­ва, перетирания, износа или короткого замыкания.

Предохранители системы электрооборудования, применяемые для замены сработанных, должны от­вечать техническим требованиям.

Аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена. Не допускается течь электролита из мо­но­блока аккумуляторной батареи.

10.1.12. Каждый автомобиль должен быть укомп­лектован упорными колодками не менее 2 шт., огне­тушителем, медицинской аптечкой, знаком аварий­ной остановки (мигающим красным фонарем).

10.1.13. Автобусы и грузовые автомобили, пред­назначенные для перевозки людей и специально обо­рудованные для этой цели, должны укомплектовы­ваться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель должен находиться в каби­не водителя, второй – в пассажирском салоне авто­буса или в кузове автомобиля.

10.1.14. При направлении в рейс продолжи­тель­ностью более 1 суток грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно укомплектовывать­ся подставками (козелками), лопатой, буксирным устройством, предохранительной вилкой (переносным устройством) для замочного кольца колеса, а зимой –дополнительно цепями противоскольжения.

10.1.15. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка – пря­мую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без задирок.

10.1.16. Двери кабин (салонов), капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фик­саторами открытого и закрытого положения.

10.1.17. Не допускается оборудование салона ав­тобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным вы­ходам.

Аварийные выходы должны быть обозначены и иметь таблички с правилами их использования.

Запрещается двери основных и аварийного (запас­ного) выходов содержать в нерабочем состоянии, за­варивать, запирать на замки, болты и т.п.

10.1.18. Подножки, буферы, специальные площад­ки должны иметь неизношенную рифленую поверх­ность и быть надежно закреплены в местах, предус­мотренных конструкцией транспортного средства.

10.2. Дополнительные требования к грузовым автомобилям,

прицепам, полуприцепам

10.2.1. Грузовые автомобили с передним разме­щением кабин (кабины которых поднимаются) долж­ны иметь для их фиксации исправные защелки на упорах.

10.2.2. Кузов грузового бортового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусов и досок; техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении автомобиля.

10.2.3. Борта кузовов должны свободно откры­ваться, иметь исправные петли и запоры.

10.2.4. Для перевозки пассажиров кузов бортово­го грузового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, си­деньями на расстоянии не менее 0,3 м от верхнего края борта и 0,3–0,5 м от пола; задние и продольно расположенные у боковых бортов сиденья должны иметь про­чные спинки. Бортовые запоры должны надежно за­крепляться.

10.2.5. Грузовой автомобиль, используемый для по­стоянной перевозки людей, должен быть оборудо­ван:

– тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферного воздействия;

– освещением в середине кузова;

– ровным полом, без сквозных отверстий и ще­лей;

– звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;

– стационарной или съемной лестницей для по­садки и высадки людей со стороны заднего борта;

– выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30–50 мм.

10.2.6. Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных гру­зов, должны оборудоваться исправными откидными стойками и щитами (последние устанавливают меж­ду кабиной и грузом), которые защищают кабину во­дителя от повреждений вследствие возможного сме­щения перевозимого груза и иметь поворотные кру­ги, снабженные устройствами для закрепления этих кругов во время движения автомобиля без груза.

10.2.7. Поворотное оборудование прицепов и полуприцепов (поворотные тележки или управляемые колеса) должно иметь исправные блокировочные уст­ройства для удобства маневрирования во время дви­жения автомобиля задним ходом.

10.2.8. Прицепы (кроме одноосных и роспусков) должны иметь исправимые устройства, поддерживаю­щие сцепную петлю дышла в положении, облегчаю­щим сцепку и расцепку с тяговым автомобилем.

При усилении конструкции дышла в процессе ре­монта должна быть обеспечена высота его положе­ния, предусмотренная заводом-изготовителем.

10.2.9. Сцепное устройство тягача и прицепа долж­но быть исправным.

10.2.10. Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправные опорные стойки, обеспечи­вающие устойчивость прицепов в отцепленном состоя­нии, и механизмы их подъема-опускания.

10.2.11. Все прицепы и полуприцепы, за исклю­чением одноосных, должны иметь исправный стояноч­ный тормоз, обеспечивающий удержание их после отсоединения от тягача, а также не менее двух упор­ных колодок.

10.2.12. Полуприцепы должны быть оборудованы и иметь исправные опорные устройства для поддер­жания их передней части в отцепленном состоянии и обеспечения удобства сцепки (расцепки) полуприцепов.

10.2.13. Замок седельно-сцепного устройства дол­жен после сцепки закрываться автоматически.

10.2.14. Разблокировка замка седельно-сцепного устройства должна осуществляться вручную с помо­щью рукоятки.

При расцепке замок должен оставаться в откры­том положении.

10.2.15. Автомобили-самосвалы и прицепы-само­свалы должны иметь исправные устройства необхо­димой прочности, исключающие возможность само­произвольного опускания поднятого кузова.

На бортах автомобиля-самосвала должна быть нанесена яркой несмываемой краской надпись: “Под­няв кузов, установи упор!”, а для автомобиля-само­свала марки КамАЗ, на котором для фиксации кузо­ва предусмотрены стопорные пальцы – “Подняв ку­зов, установи стопорные пальцы!”

Открывающиеся борта должны иметь устройства, не допускающие самопроизвольного их открытия и обеспечивающие плотное закрытие.

10.2.16. Техническое состояние и укомплектован­ность автомобилей для перевозки опасных грузов должны отвечать требованиям Правил перевозки опас­ных грузов автомобильным транспортом в УССР и Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (раздел 2. пп. 48, 49 этих Правил).

10.3. Дополнительные требования к газобаллонным автомобилям

10.3.1. Системы и приборы, связанные с контро­лем и понижением давления, отбором и преобразова­нием газового топлива, а также с передачей газа в карбюратор-смеситель, должны быть в исправном состоянии.

10.3.2. Уплотнители органов управления автомо­билей, перегородки, отделяющие двигатель от каби­ны грузового автомобиля, салона автобуса или лег­кового автомобиля, должны препятствовать проник­новению газов на рабочее место водителя и в салон.

10.3.3. В легковых автомобилях, работающих на сжиженном нефтяном газе, заправочное устройство, соединенное с баллоном переходной трубкой, должно быть изолировано от багажного отделения резиновым уплотнителем и уплотнительными шайбами. В нише заправочного люка должен быть установлен дренаж­ный шланг, выведенный под автомобиль через отвер­стие в полу багажника и предназначенный для слива пролитого во время заправки газа.

10.3.4. Трубки газопровода высокого давления должны быть окрашены в красный цвет.

10.3.5. Баллоны для газа, установленные на ав­томобиле, должны быть прочно укреплены и герме­тично присоединены к отводящим газопроводам.

10.3.6. Баллоны для сжиженного нефтяного газа емкостью более 100 л должны иметь паспорт по форме, установленной для сосудов, работающих под давлением.

10.3.7. Баллоны, установленные на автомобиле, долж­ны быть покрашены в красный цвет и иметь на­несенные на них паспортные данные в соответствии с требованиями Правил устройства и эксплуатации сосудов, работающих под давлением (раздел 2, п. 3 этих Правил) и надпись белой краской “Пропан-бу­тан” или “Метан” и “Огнеопасно”.

10.3.8. На каждом автомобиле, работающем на газовом топливе, спереди и сзади должен быть нане­сен опознавательный знак, представляющий собой предупреждающий знак согласно ГОСТ 12.4.026-76 со смысловым значением “Осторожно! Другие опас­ности”. Под знаком должна быть расположена пояс­нительная табличка с надписью “ГАЗ”. Изображение, размещение и размеры опознавательного знака, должны отвечать требованиям РСТ 1960-89 (раздел, 2, п. 26 этих Пра­вил).

10.3.9. Порядковые номера баллонов завода-из­го­товителя должны быть внесены в технический пас­порт автомобиля.

10.3.10. Переоборудование автомобилей для ра­боты на газовом топливе проводится в соответствии с технической документацией заводов-изготовителей газобаллонного оборудования и техническими усло­виями на переоборудование.

10.4. Дополнительные требования к специализированным

транспортным средствам

10.4.1. Все специализированные транспортные средства должны отвечать технической документации на их изготовление и эксплуатацию.

10.4.2. Все лестницы, поручни, переходные мос­тики и рабочие площадки на транспортных средствах должны содержаться в исправном состоянии. Опор­ные поверхности указанных элементов должны быть рифлеными.

10.4.3. Рабочие площадки, находящиеся на вы­соте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправ­ным ограждением (перилами).

10.4.4. Каждый панелевоз должен быть укомп­лек­тован двумя козелками для подставки под раму полуприцепа при погрузочно-разгрузочных работах.

10.4.5. Для укрепления грузов на панелевозах должны быть исправными лебедка, страховочные цепи с крюками, а также тросы с угольниками.

10.4.6. Автоцистерны для перевозки легковоспла­меняющихся и горючих жидкостей, а также битума должны иметь “дыхательные” клапаны, обеспечиваю­щие герметичность цистерн в заданных пределах.

10.4.7. Сливная арматура автоцистерн должна исключать возможность подтекания жидкостей во время транспортировки.

10.4.8. Автоцистерны должны иметь исправные устройства для контроля уровня жидкости.

10.4.9. Автоцистерны для перевозки жидкостей и сыпучих грузов должны иметь устройства для зазем­ления.

10.4.10. Автоцистерны для перевозки сыпучих материалов с пневматической разгрузкой должны быть оборудованы исправными манометрами, хорошо ви­димыми с пульта управления. Пульты управления должны иметь освещение.

10.4.11. На воздуховодах автоцистерн, заполняе­мых при помощи вакуума, должны быть исправными предохранительный и обратный клапаны.

10.4.12. Крышки загрузочных люков должны иметь исправные быстродействующие запоры, обеспе­чивающие герметичность цистерн.

10.4.13. Автоцистерны, находящиеся под давле­нием более 0,7 кг/см2, должны отвечать требовани­ям Правил устройства и эксплуатации сосудов, рабо­тающих под давлением.

10.4.14. Внутренние стенки кузовов автомобилей или полуприцепов-рефрижераторов не должны иметь задирок и острых кромок.

10.4.15. Полуприцепы с кузовом типа “фургон” должны иметь исправное освещение в середине кузо­ва, обеспечивающее освещенность не менее 5 лк.

10.4.16. Подъемные механизмы, оборудование управ­ления подъемом (опусканием) кузова, бортов и т.п. на специализированных транспортных средствах долж­ны быть исправными.

Подвижные детали (шестерни, цепи, ремни и т.п.) должны иметь исправное ограждение.

10.4.17. Органы управления должны исключать возможность их самопроизвольного включения или выключения.

10.4.18. Органы управления, действие на кото­рые одновременно или не в установленной очередно­сти может привести к аварии, должны взаимно бло­ки­роваться.

 

Анатолий 2011-09-16 17:02:30
Я работаю с выше семи лет водителем газовоза, (ОАО) немогу добиться о вредных факторах моей работы (выдавалось молоко за вредность,пришел другой нач.выдача исчезла).Я заливаю за 8 часов по три и более ГУ с емкостью от 8 и более кубов.При перевозке на ростояние ,километраж бывает переходит за 300км Я думаю что это все противозаконно.На какой закон можно положиться или я не прав

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +7 ↓

Страницы: [1]
Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua