Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 60.2-1.28-97 Правила охраны труда на автомобильном транспорте > 11. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОБОРУДОВАНИЮ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ, ИНСТРУМЕНТУ >
НПАОП 60.2-1.28-97 Правила охраны труда на автомобильном транспорте

Действие этих Правил распространяется на все автотранспортные предприятия и организации, а так­же предприятия, в состав которых входят транспорт­ные цеха, участки, мастерские, гаражи и т.д. независимо от ведомствен­ной принадлежности и форм собственности.

Требования этих Правил обязательны для всех работников при организации и выполнении работ, связанных с эксплуатацией, профилактическим обслу­живанием и ремонтом транспортных средств, а также при проектировании и реконструкции предприятий, их производственных объектов, сооружений, разработке технологических процессов, оборудования и т.д.

Прикрепленные файлы (скачать)

 
 
Содержание

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕРРИТОРИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ
6. ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
7. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
8. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
9. САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
11. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОБОРУДОВАНИЮ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ, ИНСТРУМЕНТУ
12. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
13. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
14. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
15. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СТАНКАХ
16. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
17. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ, РАЗГРУЗКЕ И ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8

11. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОБОРУДОВАНИЮ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ, ИНСТРУМЕНТУ

11.1. Общие требования

11.1.1. Производственное оборудование, приспособле­ния и инструменты должны в течение всего периода экс­плуатации отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003-91 (раздел 2, п. 30 этих Правил), нормативно-технической документации и этим Правилам.

11.1.2. Опасные места на оборудовании должны ограждаться.

11.1.3. Средства коллективной защиты должны вы­полнять свое назначение беспрерывно в процессе функционирования оборудования или при возникно­вении опасной ситуации.

Действие средств коллективной защиты не долж­но прекращаться раньше, чем закончится действие соответствующего опасного или вредного производ­ственного фактора.

11.1.4. Конструкция оборудования и его отдель­ных частей должна исключать возможность их паде­ния, опускания, перекидывания и самопроизвольно­го смещения при всех предусмотренных условиях эксплуатации и монтажа (демонтажа).

11.1.5. Части оборудования (в т.ч. трубопроводы гидро- и пневмосистемы, предохранительные клапа­ны, кабели и т.п.), механическое повреждение кото­рых может вызвать возникновение опасности, должны быть защищены или расположены так, чтобы избежать их случайного повреждения.

11.1.6. Оборудование, действующее с помощью неэлектрической энергии (гидравлической, пневмати­ческой), должно быть выполнено так, чтобы какая-либо опасность, вызванная этими видами энергии. была исключена.

11.1.7. Устройства для остановки и пуска обору­дования должны размещаться так, чтобы ими можно было удобно пользоваться с рабочего места и исклю­чалась возможность самопроизвольного их включе­ния и создания опасных ситуаций из-за нарушения работающими последовательности действий на орга­ны управления.

11.1.8. Поверхности устройств и элементов производственного оборудования, которые могут служить источником опасности для работающих, должны ок­ра­ши­ваться согласно ГОСТ 12.4.026-76 и отрасле­вым нормативным документам.

11.1.9. Оборудование в процессе эксплуатации не должно загрязнять производственную среду выбро­сами вредных веществ в количестве, большем пре­дельно допустимых значений, установленных ГОСТ 12.1.005-88.

11.1.10. Оборудование, являющееся источником шу­ма, ультразвука, вибрации, должно быть выполнено так, чтобы оно в предусмотренных условиях и режимах эксплуатации не превышало норм, установ­ленных ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.012-90 (раздел 2,  пп. 27, 29 этих Правил).

11.1.11. Все контрольно-измерительные приборы необходимо содержать в исправном состоянии, периодически проверяя. Запрещается использовать при­боры с просроченным сроком проверки.

11.1.12. Выбраковка инструмента, приспособлений должна производиться в соответствии с установлен­ным графиком, но не реже одного раза в 3 месяца.

11.1.13. На неисправное оборудование руководи­тель участка вывешивает табличку, на которой ука­зано, что работать на данном оборудовании не разре­шается. Такое оборудование должно быть отключено (обесточено, выключен привод и т.д.).

11.2. Подъемники, домкраты

11.2.1. Каждый подъемник и домкрат должны иметь стопорные или другие эффективные устройства для ограничения хода.

11.2.2. Гидравлические и пневматические подъем­ники и домкраты должны иметь плотные соедине­ния, исключающие вытекание жидкости или воздуха из рабочих цилиндров и питательных трубопроводов во время перемещения груза.

11.2.3. Гидравлические и пневматические подъем­ники и домкраты должны обеспечивать постепенное и плавное опускание штока под нагрузкой.

Обратные клапаны гидравлических подъемников и домкратов должны обеспечивать прекращение мгно­венного аварийного опускания груза в случае разры­ва трубопроводов, снижения давления в них (оста­новке работы насосной станции).

11.2.4. Гидравлические или пневматические подъем­ники должны оборудоваться устройствами, предотв­ращающими падение автомобиля или вывешенных его частей при повреждении подъемников или присоеди­ненных к ним питательных трубопроводов.

11.2.5. Конструкция подъемников с двумя и бо­лее плунжерами или стойками должна обеспечивать синхронный подъем и опускание автомобиля, неза­висимо от нагрузки, приходящейся на каждый плун­жер или стояк.

11.2.6. Подъемники с электрическим приводом должны оборудоваться автоматическими ограничитель­ными выключателями на верхней и нижней границах рабочего хода.

11.2.7. Домкраты должны быть такой конструк­ции, чтобы вывешенная часть транспортных средств:

– в каком-либо положении оставалась на опоре;

– не могла быть случайно опущена;

– не соскальзывала с опорной поверхности.

11.2.8. Ручные рычажно-реечные домкраты долж­ны иметь исправные устройства, исключающие само­про­извольное опускание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки, снаряжаться стопорами, ис­клю­чающими выход винта или рейки при нахожде­нии штока в верхнем крайнем положении.

11.2.9. Гидравлические, пневматические и элект­рические подъемники должны подвергаться техничес­кому осмотру и иметь табличку с указанием инвен­тарного номера, даты следующих испытаний и допу­стимой грузоподъемности.

Технический осмотр производится:

а) полный – не реже одного раза в 3 года;

б) частичный – не реже одного раза в 12 месяцев. Полный технический осмотр подъемников должен также производиться после монтажа (установки), капитального ремонта и реконструкции.

11.2.10. При полном техническом осмотре подъем­ник должен подвергаться:

– осмотру;

– статическому испытанию нагрузкой, превышаю­щей на 25% его грузоподъемность, при нахождении груза в крайнем верхнем положении в течение 10 минут;

– динамическому испытанию нагрузкой, превыша­ющей на 10% грузоподъемность подъемника, путем подъема и опускания его 3 раза.

При частичном техническом осмотре должен про­изводиться только осмотр подъемника.

11.2.11. Испытание домкратов (1 раз в год) должно производиться статической нагрузкой больше пре­дельной на 10% (согласно паспорта) в течение 5 минут при нахождении штока в верхнем крайнем положе­нии.

11.2.12. В гидравлических домкратах падение давления жидкости до конца испытания не должно быть более 5% от номинального. Результаты испы­таний заносятся в журнал.

11.2.13. Запрещается использовать домкраты, у которых резьба винта или гайки изношена более чем на 20%.

11.3. Конвейеры

11.3.1. Конвейеры в целом должны отвечать требова­ниям ГОСТ 12.2.022-80 (раздел 2, п. 32 этих Правил).

11.3.2. Движущиеся части конвейеров (барабаны, натяжные устройства, муфты, ролики и т.п.) долж­ны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейе­ре, или по всей трассе конвейера, если имеют свобод­ный доступ или постоянный проход вблизи конвейе­ра лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.

11.3.3. Конвейеры большой протяженности, при­ме­няемые при обслуживании автомобилей, должны быть оборудованы выключающими устройствами для остановки конвейера при аварийных ситуациях с любого места.

11.3.4. На участках трассы конвейеров, находя­щихся вне зоны видимости оператора с пульта уп­равления, должна быть установлена двусторонняя предупредительная предпусковая звуковая или свето­вая сигнализация, включающаяся автоматически за 5–10 сек до включения привода конвейера.

Двусторонняя сигнализация должна обеспечивать не только оповещение о пуске конвейера лиц, нахо­дящихся вне зоны видимости с пульта управления конвейером, но и подачу сигнала в ответ на пульт управления с участков трассы, невидимых операто­ру, о готовности конвейера к пуску.

11.3.5. Конвейеры с наклонной лентой, переме­щающие груз вверх, должны иметь механические устройства, предотвращающие реверсирование при­вода и сползание груза назад к точке погрузки при отключении питания.

11.3.6. Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях должны быть обору­дованы аварийными кнопками для их остановки.

11.3.7. Пластинчатые и ленточные конвейеры, а также рольганги, расположенные на высоте более 1 м, должны иметь борта высотой не менее 1/3 высоты перемещаемого груза.

Ширина конвейера должна быть больше на 200 мм от ширины перемещаемого груза.

11.4. Специализированное оборудование, приспособления

11.4.1. Конструкция стендов для проверки тягово-динамических свойств и тормозных систем авто­мобилей должна исключать возможность самопроиз­вольного выезда транспортных средств со стенда и ограничивать их перемещение за его пределы в попе­речном направлении во время испытаний.

11.4.2. Автоматические бесконвейерные моечные установки должны быть оснащены на въезде свето­вой сигнализацией и концевыми выключателями.

11.4.3. В установках для мойки деталей, узлов и агрегатов должно быть блокирующее устройство, от­ключающее привод при открытом загрузочном люке.

11.4.4. Конструктивное исполнение защитных клетей (устройств) для накачки шин должно обеспе­чивать безопасность работающих от вылета замково­го кольца и разрыва покрышек при накачке шины.

11.4.5. На смазочных нагнетателях с электропри­водом должно быть устройство, выключающее при­вод при превышении установленного значения давле­ния более чем на 10%.

11.4.6. В конструкции передвижного оборудова­ния, предназначенного для монтажа, демонтажа и транспортировки сборочных единиц и агрегатов авто­мобиля, должны быть стойки и упоры, предотвраща­ющие их падение или смещение на платформе, и сто­яночное тормозное устройство.

11.4.7. Передвижное и переносное оборудование должно иметь захваты для его перемещения или переноса.

11.4.8. Конструкция подставок (козелков) долж­на обеспечивать надежность и устойчивость при их применении, а также предотвращать соскальзывание транспортных средств, установленных на них. На каждой подставке (козелке) должна быть указана –предельно допустимая нагрузка.

11.4.9. Конструкция колодок упорных автомобиль­ных должна отвечать следующим требованиям:

– выдерживать максимальную нагрузку, равной половине нагрузки на ось автомобиля (полной мас­сы) соответствующего типа;

– обеспечивать плотную установку под колеса;

– исключать скольжение после установки в слу­чае начала движения автомобиля.

11.4.10. Конструктивное исполнение колодок упор­ных автомобильных должно отвечать требованиям РСТ 1804-87 (раздел 2, п.25 этих Правил).

11.4.11. Гибкие и жесткие сцепки должны обес­печивать надежное крепление буксируемого и букси­рующего автомобилей в процессе буксировки, симмет­ричное распределение передачи тягового усилия (для жестких сцепок), простоту и удобство закрепления на буксирующем и буксируемом автомобилях и изго­тавливаться в соответствии с требованиями ДСТУ 1895-92 (раздел 2, п. 24 этих Правил).

11.4.12. Подмости, площадки для выполнения работ по обслуживанию и ремонту автомобилей, рас­положенные на высоте 1 м и более (над уровнем пола), должны быть устойчивые, иметь лестницу и поручни высотой 1 м с одним средним промежуточным гори­зонтальным элементом и сплошную боковую обшив­ку от пола на высоту не менее 0,15 м. Расстояние между стойками поручней не должно быть более 2 м. При длине подмостей, площадок более чем 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опо­ры. Ширина подмоста должна быть не менее 0,6 м.

Доски настила должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны нахо­диться на опорах. Толщина досок должна быть не менее 40 мм. При изготовлении настила из металла он должен быть рифленым.

11.4.13. Переносные лестницы-стремянки, изго­то­вленные из дерева, должны иметь врезные в тети­ву ступеньки шириной не менее 150 мм и быть скреп­лены через каждые 2 м стяжными болтами.

Запрещается применять лестницы с набивными ступеньками.

Расстояние между ступеньками лестницы (в т.ч. и подмостей) не должно быть более 250 мм и менее 150 мм.

Лестницы-стремянки должны быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступенек, отстающих от верхнего конца лестницы не менее чем на один метр.

Нижние концы лестницы должны иметь наконеч­ники, препятствующие ее скольжению.

Задние ножки лестниц-стремянок должны быть скреплены стяжками.

11.5. Инструмент

11.5.1. Ручные инструменты (молотки, зубила, пробойники и т.п.) не должны иметь:

– на рабочих поверхностях повреждений (выбоин, сколов);

– на боковых гранях в местах зажима их рукой заусенцев и острых ребер;

– на деревянных поверхностях ручек сучков, за­усенцев, трещин; поверхность должна быть глад­кой;

– наклепов и перекаленных рабочих поверхностей.

11.5.2. Молотки и кувалды должны быть надеж­но насажены на деревянные ручки и плотно заклине­ны мягкими, стальными завершенными клиньями.

Ручки молотков и кувалд должны быть изготов­лены с твердых и вязких пород сухого дерева и на­сажены под прямым углом по отношению к оси бойка. Изготовление ручек с мягких или толстоша­ровых пород дерева запрещается.

Ручка должна быть прямой, овального сечения с незначительным утолщением к ее свободному концу.

Длина ручек слесарных молотков должна быть в пределах 300–400 мм в зависимости от веса.

11.5.3. Все инструменты, имеющие заостренные концы для насадки рукояток (напильники, отвертки, стамески и т.п.), должны иметь ручки, отвечающие размерам инструмента, с бандажными кольцами.

11.5.4. Зубила должны быть длиной не менее 150 мм, а оттянутая часть зубила 60–70 мм. Режу­щая часть зубила должна иметь прямую или слегка выпуклую линию.

11.5.5. Слесарные тиски должны быть в полной исправности, крепко захватывать зажимаемое изде­лие и иметь на губках несработанную насечку.

11.5.6. Гаечные ключи должны отвечать разме­рам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин, плоскости зева ключей должны быть парал­лельными и не должны быть закатанными.

Разводные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

11.5.7. Лезвие отвертки по толщине должно от­вечать ширине шлица в головке винта.

11.5.8. Зенкера, сверла и тому подобный встав­ной инструмент должны быть правильно заточены и не иметь трещин, выбоин, заусенцев и прочих дефектов. Хвостовики этого инструмента не должны иметь неровностей, скосов, трещин и других повреждений, должны быть плотно пригнанными и правильно цен­трированными.

11.5.9. Рабочий пусковой механизм на ручных пневматических машинах (инструментах) должен быть:

– расположенный так, чтобы исключить возмож­ность случайного включения;

– оборудованный так, чтобы при снятии давле­ния от руки оператора, автоматически закрывался пневматический впускной клапан.

11.5.10. Присоединение шлангов к пневматичес­кому инструменту, входного штуцера раздаточного трубопровода и соединение шлангов между собой должно быть прочным и осуществляться только с помощью штуцеров или ниппелей с исправной резь­бой (кольцевыми выточками) и стяжных хомутиков.

11.5.11. Ручные электрические машины (инстру­мент) подлежат периодической проверке не реже одно­го раза в 6 месяцев согласно ГОСТ 12.2.013.0-91 (раздел 2, п. 31 этих Правил).

11.5.12. В конструкции- ручного механизирован­ного инструмента массой свыше 5 кг должно быть приспособление для его подвешивания и переноски.

 

vb[fi 2012-05-01 13:50:41
охрана труда : требования к оборудованию и приспособлениям e dfc xtnj vyjuj yf djn 'njn djghjc yfgbcfyyj

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]
Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua