Главная Охрана труда в Украине Охрана труда в РФ Охрана труда
Главная > Правила, НД > НПАОП 60.2-1.28-97 Правила охраны труда на автомобильном транспорте > 17. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ, РАЗГРУЗКЕ И ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ >
НПАОП 60.2-1.28-97 Правила охраны труда на автомобильном транспорте

Действие этих Правил распространяется на все автотранспортные предприятия и организации, а так­же предприятия, в состав которых входят транспорт­ные цеха, участки, мастерские, гаражи и т.д. независимо от ведомствен­ной принадлежности и форм собственности.

Требования этих Правил обязательны для всех работников при организации и выполнении работ, связанных с эксплуатацией, профилактическим обслу­живанием и ремонтом транспортных средств, а также при проектировании и реконструкции предприятий, их производственных объектов, сооружений, разработке технологических процессов, оборудования и т.д.

Прикрепленные файлы (скачать)
Содержание

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕРРИТОРИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ
6. ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
7. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
8. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
9. САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
11. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОБОРУДОВАНИЮ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ, ИНСТРУМЕНТУ
12. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
13. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
14. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
15. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СТАНКАХ
16. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
17. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ, РАЗГРУЗКЕ И ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8

17. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ, РАЗГРУЗКЕ И ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

17.1. Общие требования

17.1.1. При погрузке, разгрузке и перевозке гру­зов могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:

– наезды при движении автомобилей, погрузчи­ков;

– наезды при самопроизвольном движении транс­портных средств;

– падение работающих с высоты и на поверхности;

– падение груза;

– поражение электрическим током;

– опрокидывание автомобилей-самосвалов с отко­сов, в овраги;

– термические факторы (пожары при наливе или сливе топлива из цистерны автомобиля);

– наличие в воздухе вредных веществ (пыли).

17.1.2. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также перевозка грузов должны осуществляться в соответствии с требованиями Правил перевозки гру­зов автомобильным транспортом в Украине, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-80 (раз­дел 2, пп. 47, 2, 33, 34 этих Правил), а также этими Правилами.

17.1.3. Собственник предприятия должен осуще­ствлять контроль за выполнением требований безо­пасности при работе автомобилей на объектах и при­нимать совместно с собственниками обслуживаемых предприятий и организаций меры для обеспечения безопасности погрузочно-разгрузочных работ и по ус­транению обнаруженных нарушений.

17.1.4. При централизованных перевозках, перед тем как направить автомобили, погрузочно-разгрузочные механизмы и работающих на место погрузки (разгрузки) грузов, собственник предприятия обязан проверить соответствие условий труда требованиям бе­зопасности труда у грузоотправителей и грузополуча­телей.

Если условия работы не обеспечивают безопасность погрузочно-разгрузочных работ, запрещается направ­лять на место погрузки и разгрузки автомобили и людей до устранения недостатков.

17.1.5. Работа автомобилей на строительных пло­щадках, территории промышленных предприятий, в карьерах и т.п. допускается только с разрешения ответственных лиц указанных объектов и после про­ведения с водителями целевого инструктажа в соот­ветствии с действующими нормативными актами по охране труда.

17.1.6. Погрузка и разгрузка грузов, крепление их и тентов на транспортных средствах, а также открытие и закрытие бортов автомобилей, полупри­цепов и прицепов осуществляется силами и средства­ми грузоотправителей, грузополучателей или специа­лизиро­ванных организаций.

Погрузка и разгрузка грузов на автомобилях, оборудованных подъемно-транспортными механизма­ми, осуществляется водителем.

17.1.7. Водитель обязан проверить соответствие укладки, размещения и надежность крепления гру­зов и тентов на транспортном средстве требованиям безопасности, а в случае обнаружения нарушений – потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, ликвидировать их.

17.1.8. Способы укладки грузов должны обеспе­чивать их устойчивость, а также возможность меха­низиро­ванной погрузки и разгрузки.

Груз должен быть размещен, а при необходимос­ти закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:

– не создавал опасности водителю и окружающим;

– не ограничивал водителю обзорность;

– не нарушал устойчивость транспортного сред­ства;

– не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки.

17.1.9. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия с них крепления не допус­кает­ся.

17.1.10. Погрузочно-разгрузочные работы с при­менением грузоподъемных механизмов для грузов, на которые не указаны схемы строповки или со смещен­ным центром тяжести, должны выполняться под руководством лица, назначенного приказом собствен­ника организации, выполняющей эти работы.

17.1.11. Погрузочно-разгрузочные работы грузо­подъем­ными механизмами необходимо производить только при отсутствии людей (в т.ч. водителя) в кабине (за исключением автомобилей-самосвалов, кабина которых перекрыта специальными защитны­ми козырьками) или в кузове транспортного средства;

они должны находиться вне зоны действия стрелы или маневрирования погрузочного механизма.

17.1.12. Водителям автомобилей разрешается с их согласия выполнять работы по погрузке и разгрузке грузов массой (одно место) не более 20 кг для муж­чин и 7 кг для женщин.

При этом ответственность за организацию и безо­пасное проведение водителями этих работ возлагает­ся на грузоотправителя и грузополучателя, что дол­жно оговариваться договором.

17.1.13. Погрузочно-разгрузочные работы выпол­няются, как правило, механизированным способом с помощью кранов, погрузчиков или других грузо­подъем­ных средств, а при незначительных объемах – средствами малой механизации.

17.1.14. В местах выполнения погрузочно-разгрузочных работ и зоне обслуживания грузоподъемных механизмов запрещается находиться лицам, которые не имеют прямого отношения к этим работам.

17.1.15. Запрещается выполнение каких-либо ра­бот по обслуживанию и ремонту транспортных средств на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных машин.

17.1.16. Если при погрузке и разгрузке возника­ет опасность для лиц, выполняющих эту работу, ее нужно прекратить и принять меры по устранению этой опасности.

17.1.17. Грузы разрешается брать только с верха штабеля или кучи.

17.2. Погрузка, перевозка и разгрузка грузов

17.2.1. Грузы, перевозимые транспортными сред­ствами, по массе подразделяются на три категории, а по степени опасности при погрузке, разгрузке и транспортировании – на четыре группы.

17.2.1.1. Весовые категории грузов:

1 категория – массой (одного места) менее 30 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые нава­лом и т.п.;

2 категория – массой от 30 до 500 кг;

3 категория – массой более 500 кг.

17.2.1.2. Группы грузов:

1 – малоопасные (строительные материалы, пи­щевые продукты и т.п.);

2 – опасные по своим размерам (негабаритные);

3 – пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);

4 – опасные грузы согласно ГОСТ 19433-88.

17.2.2. При постановке транспортных средств под погрузочно-разгрузочные работы должны быть при­няты меры, предупреждающие самопроизвольное их движение.

17.2.3. Перемещение грузов 1-й категории от склада к месту погрузки или от места разгрузки к складу может быть организовано вручную, если рас­стояние по горизонтали не превышает 25 м.

При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и устройствами.

В исключительных случаях на местах непостоян­ной погрузки и разгрузки допускается производить погрузку и выгрузку груза массой до 55 кг (одного места) вручную двумя грузчиками.

17.2.4. Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пун­ктах) должны быть механизированы.

17.2.5. При загрузке кузова автомобиля навалоч­ным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и должен размещаться равномерно по всей плоскости кузова.

17.2.6. Штучные грузы, возвышающиеся над бор­тами кузова, необходимо увязывать прочным исправ­ным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическими канатами и про­воло­кой.

17.2.7. Ящиковый, катно-бочковой и другой штуч­ный груз должен быть уложен так, чтобы во время движения (трогании с места и крутых поворотах, резком торможении) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии зазоров между отдельными ме­стами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки.

Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх.

17.2.8. Стеклянная тара с жидкостями принимает­ся к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально (пробкой вверх).

Запрещается устанавливать груз в стеклянной таре один на другой (в два ряда) без соответствующих прокладок (досок), предохраняющих нижний слой от разбивания во время движения.

17.2.9. Пылящие грузы разрешается перевозить на автомобилях (открытых кузовах), оборудованных пологами и уплотнителями, при этом должны быть приняты меры, исключающие их распыливание во время движения.

17.2.10. Водители и рабочие, занятые на пере­возке, погрузке и разгрузке пылящих грузов или ядовитых веществ, должны быть обеспечены соответ­ствующими средствами индивидуальной защиты.

17.2.11. При установке грузов неправильной фор­мы и сложной конфигурации на транспортные сред­ства, кроме грузов, которые не допускается канто­вать, их следует располагать таким образом, чтобы центр тяжести находился наиболее низко.

17.2.12. Грузы, превышающие габариты транспор­тного средства по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозят на автомобилях с прицепами-роспус­ками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При одновременной перевозке длинномерных гру­зов разной длины более короткие грузы должны раз­ме­щаться сверху.

17.2.13. Запрещается:

– перевозить грузы, выступающие за боковые га­бариты автомобиля;

– загораживать грузом двери кабины водителя;

– нагружать длинномерные грузы выше стояков прицепа.

17.2.14. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельс, бревен и т.п.) на автомобиль с прицепом-рос­пуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплял за щит. Для предупреждения перемеще­ния груза при торможении и во время движения под уклон груз должен быть надежно закреплен.

17.2.15. Погрузка и разгрузка полуприцепов-па­нелевозов должна производиться путем плавного опус­кания (подъема) панелей без рывков и толчков.

17.2.16. Полуприцепы должны загружаться, на­чиная с передней части (чтобы избежать опрокиды­вания), а разгружаться – с задней части.

17.2.17. Погрузочно-разгрузочные работы в охран­ных зонах воздушных линий электропередач разре­шается выполнять только после проведения целевого инструктажа и оформления наряд-допуска, выдаваемо­го организацией ответственной за выполнение работ.

17.2.18. При осуществлении механизированной разгрузки зерна, свеклы и т.п. на приемных пунктах (или в других местах) опрокидывателями, буртоукладчиками водитель обязан установить автомобиль (автопоезд) на опрокидыватель, буртоукладчик, за­тормозить его, включить низшую передачу, выйти из кабины и находиться в безопасной зоне в пределах видимости оператора.

Запрещается водителю зачищать кузов от остат­ков свеклы, зерна и т.п.

17.2.19. При погрузке транспортных средств экс­каваторами должны выполняться следующие требо­вания:

– ожидающие погрузки транспортные средства должны находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экс­ка­ватора;

– находящиеся под погрузкой транспортные сред­ства должны быть заторможены;

– погрузка в кузов транспортных средств должна производиться только сбоку или сзади; перенос экска­ваторного ковша над кабиной автомобиля запрещается;

– нагруженное транспортное средство должно сле­довать к пункту разгрузки только после разрешаю­щего сигнала машиниста экскаватора;

– находящееся под погрузкой транспортное сред­ство должно быть в пределах видимости машиниста.

17.2.20. Разгрузка транспортных средств у отко­сов, силосных ям, яров и т.п. разрешается при на­личии колесоотбойного бруса.

При отсутствии колесоотбойного бруса запреща­ется подъезжать к бровке разгрузочной площадки ближе чем на 3 м.

17.2.21. Опасные грузы и пустая тара из-под них принимаются к перевозке и перевозятся в соответ­ствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в УССР и Инст­рукции по перевозке опасных грузов.

17.2.22. На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны быть ярлыки, обозначаю­щие: вид опасного груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.

17.2.23. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасным грузом при обнаружении несоответствия тары требованиям норматив­но-технической документации, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупрежда­ющих надписей на ней.

17.2.24. Погрузка опасного груза на автомобиль и разгрузка его с автомобиля должны производиться при выключенном двигателе за исключением случаев налива и слива (нефтепродуктов в автоцистерну), производимых с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем ав­томобиля. Водитель в таком случае находится у пуль­та управления насосом.

17.2.25. Запрещается:

– совместная перевозка опасных веществ и пище­вых продуктов или фуража;

– курить и использовать открытый огонь при погрузке, разгрузке и перевозке взрывоопасных, по­жаро­опасных грузов.

17.2.26. Кузов автомобиля перед подачей к месту. погрузки контейнеров должен быть очищен от посто­ронних предметов, а также снега, льда, мусора и т.п. Крыши контейнеров также должны быть очищены гру­зоотправителем (грузополучателем) от снега, мусора и других предметов.

17.2.27. Работникам, принимающим участие в погрузочно-разгрузочных работах, запрещается находить­ся на контейнере или в середине его во время подъе­ма, опускания или перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах.

17.2.28. Водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности по­грузки, исправности, а также надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

17.2.29. Проезд людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах запрещается.

17.2.30. При транспортировании контейнеров во­дитель обязан соблюдать следующие меры предосто­рожности:

– резко не тормозить;

– снижать скорость перед поворотами, закругле­ниями и неровностями дороги;

– обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных сетей, деревьев и т.п.

17.2.31. На автопоездах-муковозах и цементово­зах не разрешается:

– находиться на верхней площадке полуприцепа, если цистерна находится под давлением;

– подключать и отключать штепсельные разъемы под напряжением;

– работать при неисправных предохранительных кла­панах и манометрах, повышать давление выше нормы, установленной в эксплуатационной докумен­тации;

– открывать крышку загрузочного люка или затягивать гайку откидного болта крышки при наличии давления в цистерне. Применять какие-либо рычаги для затягивания гайки откидного болта;

– наносить удары по цистернам, находящимся под давлением;

– включать компрессорную установку со снятым ограждением клиноременной передачи.

Для устранения неисправностей необходимо авто­поезд отключить от источника электроэнергии, а давление в цистернах снизить до нуля.

При выполнении работ на верхней площадке полуприцепа-муковоза необходимо обязательно уста­но­вить в вертикальное положение откидное огражде­ние.

17.2.32. Погрузку автомобилей на железнодорож­ные платформы и их разгрузку должны производить соответствующие службы железных дорог.

Как исключение, допускается участие водите­лей в погрузке или разгрузке в тех случаях, когда они осуществляются без применения грузоподъемных механизмов (“своим ходом”).

17.2.33. Перед погрузкой автомобилей на желез­нодорожные платформы с помощью грузоподъемных механизмов водитель обязан:

– отсоединить клемму от аккумуляторной бата­реи;

– в случае погрузки автомобилей уплотненным способом типа “елочка” довести уровень топлива в топливном баке до половины или менее половины его емкости;

– проверить исправность пробки топливного бака и надежность его закрытия.

17.2.34. После погрузки автомобиля на железно­дорожную платформу необходимо убедиться в надежности его крепления, отсутствии на нем и платформе замасленных обтирочных материалов и допол­нитель­ных емкостей с горючими и смазочными жид­костя­ми.

17.2.35. Все работники автопредприятий, направ­ляемые в командировку, должны перевозиться толь­ко в пассажирских вагонах. Запрещается нахожде­ние людей на платформах (полувагонах) и в кабинах автомобилей во время движения поезда.

17.2.36. Проверка состояния крепления перево­зимых на платформах автомобилей во время следова­ния должна производиться только на остановках ли­цами, заранее назначенными начальником автоколон­ны (сводной колонны).

17.2.37. На остановках запрещается открывать двери для проникновения в кабину и производить другие действия, которые могут привести к касанию линейных проводов высокого напряжения контакт­ной сети, даже в том случае, если в данный момент контактная сеть над вагоном отсутствует.

17.3. Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам

17.3.1. Погрузочно-разгрузочные площадки и подъезд­ные пути к ним должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии; зимой подъезд­ные пути, места работы грузоподъемных механизмов, стропальщиков, такелажников и грузчиков, трапы (подмости), платформы, пути прохода должны очи­щаться ото льда (снега) и, в необходимых случаях, посыпаться песком или шлаком.

Для прохождения (подъема) работников на рабо­чее место должны быть предусмотрены тротуары, ступеньки, мостики, трапы, отвечающие требовани­ям безопасности.

Места пересечения подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными путями должны быть оборудованы настилами или мостами для пере­езда.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие необходимый фронт работ для установленного количества автомобилей и рабо­тающих.

Разгрузочные площадки около откосов, яров, силосных ям и т.п. должны иметь надежный колесоотбойный брус высотой не менее 0,7 м для ограниче­ния движения автомобилей задним ходом.

17.3.2. На площадках для укладки грузов долж­ны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещение грузов в проходах и проездах.

Ширина проездов должна обеспечивать безопас­ность движения транспортных средств и подъемно-транспортных механизмов.

17.3.3. Ответственность за состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок несут собственники предприятий, в ведении которых они находятся.

17.3.4. При размещении автомобилей на погру­зочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими один за одним (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), – не менее 1,5 м.

Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то необходимо предусмат­ривать колесоотбойный брус, обеспечивающий рассто­яние между зданием и задней частью автомобиля не менее 0,8 м.

Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

При погрузке (разгрузке) грузов с эстакады, плат­формы, рампы, высота которых равна высоте пола кузова, автомобиль может подъехать вплотную к ним.

В случае разной высоты пола кузова автомобиля и платформы, рампы, эстакады необходимо исполь­зовать трапы, слеги и т.п.

17.3.5. Эстакады, платформы, рампы для прове­дения погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей должны оборудоваться ограждени­ем, указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными устройствами. При их отсутствии въезд на эстакады, платформы, рампы запрещается.

17.3.6. Движение автомобилей и грузоподъемных машин на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях должно регулироваться общепри­нятыми дорожными знаками и указателями. Движе­ние должно быть поточным. Если из-за производствен­ных условий поточное движение организовать невоз­можно, тогда автомобили должны подаваться под погрузку и разгрузку задним ходом, но так, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.

17.3.7. Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или на­стилы с поручнями вдоль всего пути передвижения.

17.3.8. Освещение помещений и площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, дол­жно быть не менее 20 лк.

17.4. Подъемно-транспортные работы

17.4.1. Техническое состояние и организация эк­сплуатации грузоподъемных машин, применяемых для проведения подъемно-транспортных работ, должны отвечать Правилам устройства и безопасной эксплу­атации грузоподъемных кранов, инструкций заводов-изготовителей и этим Правилам.

17.4.2. Грузоподъемными машинами разрешается поднимать груз, масса которого вместе с тарой не превышает допустимую их грузоподъемность.

17.4.3. Подъем мелких штучных и сыпучих гру­зов должен производиться в производственной та­ре, изготовленной в соответствии с требованиями ГОСТ 19822-88 (раздел 2, п. 36 этих Правил) и испытанной на прочность нагрузкой, превышающей на 25% ее номинальную грузоподъемность в течение 10 мин.

Груз в таре без крышек должен находиться ниже уровня ее бортов на 0,1 м.

17.4.4. При перемещении груза грузоподъемными машинами, нахождение работающих на них (кроме машиниста), на грузе и в зоне возможного его падения не допускается.

После окончания и в перерыве между работой груз, грузозахватные устройства, механизмы (ковш, грей­фер, электромагнит и т.п.) не должны оставаться в поднятом положении.

Перемещение груза над помещением и транспорт­ными средствами, где находятся люди, не допускается.

17.4.5. К управлению автокраном допускаются только водители автомобилей, прошедшие обучение по программе крановщиков и имеющие при себе удо­стоверение на право выполнения этой работы.

17.4.6. При проведении работ по подъему и пере­мещению грузов автокраном лицо, производящее ра­боты, обязано соблюдать следующие требования:

– перед началом работы проверить состояние ав­токрана и действие всех его механизмов;

– знать характер предстоящей работы;

– перед началом подъема груза обязательно опустить и закрепить все упоры, обеспечивающие стой кое положение крана;

– перед началом перемещения грузов подать сигнал;

– не начинать грузовых операций, не убедившись в безопасности окружающих лиц;

– во время подготовки груза к подъему следить за креплением и не допускать подъема плохо застропленного груза;

– поднять груз на высоту 0,2–0,3 м и убедиться, держат ли тормоза, хорошо ли подвешен груз, устой­чиво ли положение крана, а потом продолжить подъем;

– принимать сигналы к работе только от одного стропальщика-сигнальщика; аварийный сигнал “Стоп!” принимается от любого лица, подающего его; непо­нятный сигнал принимать за сигнал “Стоп!”;

– при подъеме груза, масса которого приближает­ся к предельному значению для данного вылета стре­лы, необходимо предварительно поднять этот груз на 0,1 м, проверить устойчивость крана и только после этого продолжить подъем;

– укладывать груз на стеллажи и на транспорт­ные средства равномерно, не перегружая одну из сто­рон;

– опускать груз плавно;

– после окончания работы опустить и закрепить стрелу в транспортном положении.

17.4.7. При работе автокрана не разрешается:

– поднимать груз, масса которого превышает гру­зоподъемность автокрана при данном вылете стрелы, а также максимальную его грузоподъемность;

– поднимать груз неустановленной массы, засы­панный землей или заваленный какими-либо предме­тами, примерзшими к земле или другому предмету;

– допускать раскачивание поднятого груза;

– вытаскивать из земли столбы, сваи, шпунты и т.п.;

– эксплуатировать неисправный автокран (все выявленные неисправности должны немедленно уст­ра­няться);

– грузить (разгружать) при неисправном освеще­нии автокрана или недостаточном освещении рабочей площадки в темное время суток;

– работать без установленных упоров;

– перемещать груз путем подтягивания или под­нимать его при косом натяжении грузового троса;

– резко тормозить при подъеме, опускании груза или повороте крановой установки;

– передвигать автокран с поднятым грузом;

– переносить грузы над людьми;

– работать с канатом, имеющим вмятины, обрывы хотя бы одной пряди или оборванных проволок более, чем это допускается Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

– работать под линиями электропередач и в дру­гих опасных зонах без наряд-допуска.

17.4.8. Подъем и перемещение груза двумя или несколькими кранами осуществляется согласно проекту или технологической карте и только под непосредствен­ным руководством лица, ответственного за безопасное проведение работ по перемещению грузов кранами.

17.4.9. На автокране с электрическим приводом запрещается работать:

– с неисправными или снятыми кожухами (ограж­дениями) токоведущих частей;

– с поврежденной изоляцией электропроводки и кабеля;

– при повреждении зануляющей электропроводки;

– с открытыми дверцами шкафов электрооборудо­вания;

– без резинового коврика в кабине.

17.4.10. Обслуживание электрооборудования ав­то­кранов разрешается выполнять только специально подготовленному персоналу.

17.4.11. При погрузке или разгрузке автомобиля, оборудованного грузоподъемным бортом, запрещается:

– работа при отсутствии или неисправности упор­ных планок фиксаторов на платформе;

– работа грузоподъемным бортом при неисправ­ной и неотрегулированной гидросистеме;

– производить погрузку и разгрузку с помощью грузоподъемного борта на неровных площадках с уклоном более 3 %;

– подъем и опускание людей на платформе борта;

– проводить ремонтные и монтажные работы под платформой борта без крепления его страховочным тросом к кузову автомобиля.

17.5. Стропальные и такелажные работы

17.5.1. К выполнению стропальных и такелаж­ных работ допускаются лица, имеющие удостовере­ние на право проведения этих работ.

Для подвешивания на крюк грузов без предвари­тельной обвязки (грузы, имеющие петли, рымболты, цапфы, а также находящиеся в ковшах, контейне­рах или другой таре) могут допускаться рабочие ос­новных профессий, дополнительно обученные по со­кращенной программе стропальщика. К этим рабо­чим предъявляются те же требования, что и к стро­пальщикам.

При совместном выполнении работ несколькими стропальщиками, один из них должен быть назначен старшим.

17.5.2. Разрешается стропить только тот груз, схе­ма строповки и масса которого известны. Масса под­нимаемого груза не должна превышать предельных нагрузок строп, указанных на ярлыке, и нагрузок подъемных кранов.

17.5.3. Канаты, цепи накладывают на груз рав­номерно, без узлов и перекручивания, а на острые ребра груза следует подкладывать под стропы про­кладки, предохраняющие их от повреждений.

При двойных крюках поднимаемый груз необхо­димо подвешивать равномерно на оба рога.

Груз должен подвешиваться с учетом центра тя­жести так, чтобы при подъеме он одновременно всей опирающейся плоскостью отрывался от земли или опоры.

17.5.4. Строповку крупногабаритных грузов (ме­таллических, железобетонных конструкций и т.п.) необходимо производить за специальные при­способ­ления, строповочные узлы или определенные места.

17.5.5. Места строповки, положение центра тя­жести и масса груза должны быть обозначены пред­приятием – изготовителем продукции или грузоотп­равителем.

17.5.6. Опускать груз необходимо так, чтобы стропы не защемлялись им и легко снимались с него. Снимать стропы можно только после установки гру­за на опору.

17.5.7. При укладке грузов круглой формы на плоскости необходимо предупреждать возможность их скатывания путем подкладывания прокладок, упоров и т.п.

17.5.8. При подъеме, развороте и опускании гро­моздких и длинномерных грузов направлять их раз­решается только с помощью оттяжки (расчалки) из стального или другого материала каната необходи­мой длины или легких крепких багров.

Направлять груз руками запрещается.

17.5.9. Подлезать под едва поднятый груз для под­ведения строп запрещается. Стропы должны подводить­ся крючьями из толстой проволоки или баграми.

17.5.10 Перед подъемом груза краном (механиз­мом) все посторонние лица должны удаляться на бе­зопасное расстояние. Стропальщик, находясь в сторо­не от груза, подает крановщику (оператору подъем­ного механизма) сигналы о перемещении груза. Пос­ле подъема груза на 0,2–0,3 м стропальщик обязан дать сигнал “Стоп!”, осмотреть увязку груза, прове­рить исправность крепления и центровку и, если все в порядке, разрешить продолжать перемещение в необходимом направлении.

17.5.11. При неисправности обвязки груз должен быть немедленно опущен в исходное положение, а дальнейший подъем разрешается проводить только после устранения неполадок.

17.5.12. Прочность увязки пучков (бухт, мотков и т.п.) не должна допускать ее разрыва при подъеме.

17.5.13. Перед опусканием груза необходимо про­верить место для его установки и убедиться, что опус­каемый груз не упадет, не опрокинется и не сползет в сторону.

17.5.14. Запрещается:

– устанавливать груз на временные перекрытия, трубы и паропроводы, кабели и т.п., а также стоять на перемещаемом грузе или находиться под ним;

– пользоваться неисправными или изношенными чалочными приспособлениями, а также приспособле­ниями, срок испытания которых истек;

– поправлять (подвигать) ударами кувалды, лома и т.п. ветви строп, которыми обвязан груз;

– удерживать руками или клещами стропы, со­скаль­зывающие при подъеме груза (в таких случаях необходимо сначала опустить груз на опору, а потом поправить подвязку);

– уравновешивать груз весом собственного тела или поддерживать части груза во время его переме­щения.

17.6. Работа на авто- и электропогрузчиках

17.6.1. Управлять автопогрузчиками могут толь­ко водители автомобилей, имеющие удостоверение на право управления ими.

17.6.2. Управлять электропогрузчиками имеют право лица, которые имеют удостоверения на право управления ими, а также первую квалификационную группу по электробезопасности.

17.6.3. Работа на неисправном авто- и электро­погрузчике (погрузчике) не допускается. Погрузчики, имеющие колеса с грузошинами, должны использо­ваться только на участках с твердым и ровным по­крытием, а автопогрузчики с пневматическими ши­нами, кроме того, – на покрытиях из камня (щебня) и выров­ненных земляных площадках.

17.6.4. Запрещается использовать погрузчики для перевозки и подъема людей.

17.6.5. Во время укладки (разборки) штабелей грузов погрузчиками в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки гру­зов, а также не должны производиться перегрузоч­ные работы.

Под зоной работы погрузчика подразумевается площадка, необходимая для его маневрирования при подъезде к месту погрузки или разгрузки и отъезде обратно.

17.6.6. Перед въездом погрузчика в узкое место между штабелями, оборудованием, элементами кон­струкций зданий и сооружений водитель обязан ос­тановить погрузчик и убедиться в отсутствии людей в зоне его работы.

17.6.7. При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие устройства (вилочные захваты, крюки, ковши и т.п.) в соответствии с тех­нической документацией.

17.6.8. Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или нестойких грузов долж­ны быть оборудованы предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.

17.6.9. Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы защелками или устройствами, на­дежно фиксирующими их на захватах.

17.6.10. При перерывах в работе и по окончании ее груз должен быть опущен.

17.6.11. При работе на вилочном погрузчике не­обходимо соблюдать следующие требования:

– груз должен размещаться на захватной вилке таким образом, чтобы не возникал опрокидывающий момент; при этом груз должен быть прижат к раме грузоподъемника;

– груз должен размещаться равномерно на обе лапы и может выходить вперед за пределы вилки не более чем на 1/3 длины лап;

– крупногабаритные грузы разрешается уклады­вать выше защитного устройства, но не более одного места, при этом должно быть выделено одно лицо для руководства движением погрузчика.

17.6.12. При работе погрузчика со стрелой необ­ходимо сначала поднять груз, а потом производить его транспортирование.

Запрещается сталкивать груз со штабеля и под­тягивать его.

17.6.13. Транспортировать грузы разрешается толь­ко тогда, когда рама грузоподъемника погрузчика отклонена назад до отказа. Захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5 м для погрузчика на пневматических шинах и 0,25 м – для погрузчика на грузошинах.

17.6.14. Длинномерные грузы разрешается транспортировать на погрузчике только на открытых тер­ри­ториях с ровным покрытием, при этом способ захвата груза должен исключать возможность его развала или падения в сторону. Груз должен быть предварительно надежно увязан в пакет.

17.6.15. Максимальный продольный уклон пути, по которому разрешается транспортировать грузы погрузчиками, не должен превышать угла наклона рамы грузоподъемника погрузчика.

17.6.16. При работе на погрузчиках запрещается:

– производить профилактическое обслуживание или ремонт погрузчика при поднятых грузозахватных устройствах (без страховки);

– поднимать на поддонах мелкоштучный груз вы­ше защитного устройства, предохраняющего рабочее место от падения на него груза;

– отрывать примерзший или зажатый груз, под­нимать груз при отсутствии под ним просвета, необ­ходимого для свободного прохода вилки, и уклады­вать груз краном непосредственно на захватное уст­ройство погрузчика;

– перевозить на электропогрузчиках легковоспла­меняющиеся жидкости, а также кислоты, если акку­муляторная батарея расположена под погрузочной платформой.

 

Юрий 2019-05-24 11:24:35
Добрый день. Подскажите , пожалуйста,какими нормативными документами регламентируется погрузка металлопроката в Украине(трубы профильные,уголок, полоса, лист).

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ 0 ↓
Юрий 2019-05-24 11:33:22
Сообщение от Юрий
Добрый день. Подскажите , пожалуйста,какими нормативными документами регламентируется погрузка металлопроката в Украине(трубы профильные,уголок, полоса, лист).



[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ 0 ↓
Александр 2011-12-26 12:24:33
Прошу Вас дать, мне разъяснение какими нормативными актами, можно объяснить руководству предприяти осуществляющего продажу щебня и песка мытого, что при погрузки песка и щебня погрузчиком в автомобили, автомобиль должен оставаться на месте, а не подъезжать каждый раз под ковш погрузчика. Автомобили с самосвальными 30м3 полуприцепами, чтобы загрузить прицеп, по несколько раз сдают вперед, назад!!!!!

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +2 ↓

Страницы: [1]
Задать вопрос или оставить комментарий. Форум по охране труда
Ваше имя:

Ваша почта:

Необязательно (для уведомления)
Введите символы: *
captcha
Обновить
2010-2012 Все, что представлено на ohranatruda.in.ua, предназначено исключительно для ознакомительных целей. admin@ohranatruda.in.ua